cover31_new_136 №31 Школа cover30_fin_corr_120     №30 Будущее обложка_сверка4-122     №29 Дерево      №28 Архитектурный ландшафт

 

1

http://kgainfo.spb.ru/spb_fasad_2018/

Лекция Юхани Палласмаа «Атмосферы: экзистенциальный опыт и периферийное восприятие»

4 сентября в Павильоне на Новой Голландии состоится лекция Юхани Палласмаа «Атмосферы: экзистенциальный опыт и периферийное восприятие». Лекция пройдет  в рамках цикла «Гении мест», организованного журналом «Проект Балтия» и проектом «Новая Голландия: культурная урбанизация».

чикаго

Художник атакует архитектуру. Гордон Мэтта-Кларк 
«Цирк Карибского апельсина», 1978
Музей современного искусства, Чикаго

Характер пространства или места раскрывается не только посредством визуального восприятия. Суждение об окружающем пространстве складывается из бесчисленных факторов, совокупность которых может быть определена как некая общая атмосфера, чувство, настрой или настроение. Под атмосферой понимается всеобъемлющее чувственное и эмоциональное впечатление от физической данности или же общественной ситуации. Атмосфера дает объединяющую когерентность и характер комнате, космосу, ландшафту или нечаянной встрече с другим человеком. Она также является эмпирической собственностью или качеством, квазивещью, застывшей между воспринимаемым объектом и воспринимающим субъектом. Наша способность мгновенно воспринимать сложные атмосферы заложена самой историей эволюции человечества.

Несмотря на то что архитектурный опыт по своей сути основан на различных ощущениях и моделях восприятия, он также порой выходит за пределы того, что можно охватить пятью аристотелевскими чувствами, и затрагивает ориентацию в пространстве, силу тяжести, баланс, стабильность, движение, длительность, масштаб и освещение. Переживание характера пространства априорно взывает к целостному телесному и экзистенциальному опыту. Я предполагаю, что самый важный чувственный орган для восприятия архитектуры – не зрение, как это принято считать, но само переживание нашего существования, иначе говоря – бытие. Кроме того, комплексная оценка подобного рода актуализирует восприятие пространства, память и воображение. В каждом пространстве также содержатся приглашение и предложение определенных моделей поведения. Архитектура подобна глаголу. Как только мы попадаем в ее среду, она тут же попадает в нас, и опыт в своей сути равен обмену.

Модернистской архитектурой владели мысли о форме, геометрии и прицельном изображении. Следствием подобной увлеченности стал отказ от «бесформенности» и «несфокусированных» феноменов, таких как атмосфера и чувство. Однако в других видах искусства, например в музыке, театре, живописи и литературе, значимость атмосферы оставалась общепризнанной.

Juhani-Pallasmaa

Юхани Палласмаа – финский архитектор, дизайнер, педагог и теоретик архитектуры. Автор более 70 проектов, двух десятков популярных книг и сотен статей по философии культуры, истории и теории искусства, архитектуры, средовой психологии, дизайна. Преподавал в Технологическом университете Хельсинки, был директором Музея финской архитектуры. Приглашенный профессор в Университете Вашингтона (Сент-Луис), читает лекции в Университете штата Иллинойс, Йельском университете, Стамбульском техническом университете и др. Руководитель собственной проектной мастерской в Хельсинки. На русский язык переведена книга Юхани Палласмаа «Мыслящая рука. Архитектура и экзистенциальная мудрость бытия» (М., 2013).

 

Лекция начнется в 19:30

Вход свободный, необходима предварительная регистрация

 

projectbaltia.com

www.newhollandsp.ru

При поддержке платформы «Диоген»: diogen.me

Комментарии запрещены.

С 30 октября по 05 ноября 2018 года в Этнографическом музее (Инженерная ул,1) пройдет открытая городская архитектурная выставка: «Архитектурный ресурс Петербурга».


21 сентября в Школе креативных индустрий «Маяк» состоится третий Диспут Диогена: «Невозможная подлинность». Рассуждения приглашенных экспертов оттолкнутся от теоретических позиций Сергея Ситара, которые московский архитектурный философ суммирует в своей лекции «Отчуждение и подлинность в глобальном городе».


15 мая в Павильоне на территории Новой Голландии прошла лекция Николая Полисского «Арт-Колхоз». Цикл «Гении мест», в рамках которого был приглашен, несомненно, самый известный русский художник жанра ленд-арта, организован журналом «Проект Балтия» и проектом «Новая Голландия: культурная урбанизация». Марина Никифорова побеседовала с Николаем Полисским о природе искусства и о сотрудничестве художника с крестьянами деревни Никола-Ленивец.



250х250-файерборд (1)