№32 Спорт и отдых    №31 Школа cover30_fin_corr_120     №30 Будущее

500-500

1

Лекция Сергея Куликова «Урбанизация Крайнего Севера»

Лекция Сергея Куликова «Урбанизация Крайнего Севера» в рамках цикла «Город рацио», организованного журналом «Проект Балтия» и проектом «Новая Голландия: культурная урбанизация»

21.05.2019

53843134_2321678714563258_2078627329310982144_n

21 мая журнал «Проект Балтия» и проект «Новая Голландия: культурная урбанизация» проведут четвертую лекцию цикла «Город рацио», посвященную истории освоения территорий Крайнего Севера и появлению такого феномена, как арктический мегаполис. Лекцию прочтет историк архитектуры и специалист по работе с отдаленными и стратегически важными регионами России Сергей Куликов.

 

Покорение Крайнего Севера, начавшееся в 1920-х годах в связи с индустриализацией Страны Советов, преподносилось пропагандой как героический подвиг нового советского человека и требовало возникновения соответствующей архитектуры – помпезного жилья для этого воображаемого героя. В результате на вечной мерзлоте появились Норильск и Воркута, состоявшие из многоквартирных дворцов для номенклатуры, окруженные системами трудовых лагерей. Вторая волна освоения Крайнего Севера связана с открытием новых месторождений природных ресурсов и технологическими прорывами 1950–1960-х годов. В это время появляется ряд экспериментальных «бумажных» проектов северных городов с искусственным микроклиматом, где общественные пространства накрывались огромным куполом, что стало своеобразной метафорой хрущевской оттепели за железным занавесом. На смену заключенным ГУЛАГа пришли рабочие-комсомольцы, а на месте бывших лагерных пунктов в тундре выросли микрорайоны панельного массового жилья, так же плохо приспособленные к суровым климатическим условиям.

При всей внешней рациональности плановой экономики и кажущемся прагматизме индустриального подхода к созданию городов, 100-летняя урбанизация Крайнего Севера породила массу отложенных проблем и уникальных архитектурно-градостроительных феноменов, которым и будет посвящена лекция Сергея Куликова.

 

Сергей Куликов – историк архитектуры, сооснователь исследовательского центра «Проект Север» и участник проектов, посвященных архитектурно-градостроительной специфике освоения территорий с суровым климатом. Совместно с Институтом медиа, архитектуры и дизайна и КБ «Стрелка» Сергей участвовал в создании учебной программы студии Thinning, посвященной проблемам территориального развития отдаленных и стратегически важных регионов России, и разрабатывал концепцию и основные принципы планировки парка «Зарядье» в Москве.

 

Начало в 19:30
Место проведения: Павильон на Новой Голландии

 

Вход свободный, необходима предварительная регистрация

 

projectbaltia.com
www.newhollandsp.ru
При поддержке платформы «Диоген»: diogen.me

Лекция Дмитрия Голынко «Умный город между капиталоценом и постправдой»

Лекция Дмитрия Голынко «Умный город между капиталоценом и постправдой» в рамках цикла «Город рацио», организованного журналом «Проект Балтия» и проектом «Новая Голландия: культурная урбанизация»

07.05.2019

arhitektura-osaki-v-vide-rasteniy-etoday-03

7 мая журнал «Проект Балтия» и проект «Новая Голландия: культурная урбанизация» проведут третью лекцию цикла «Город рацио», посвященную специфике урбанистического ландшафта в эпоху господства «постправды» и «капиталоцена». Лекцию прочтет поэт и теоретик искусства Дмитрий Голынко.

 

Властвующая над современностью парадигма постгуманизма неизбежно привела к переосмыслению городского пространства. В свете одной из лидирующих доктрин – «темной экологии» Тимоти Мортона – умный город XXI века предстает перед нами как предельно замкнутая, непредсказуемая и непрогнозируемая экосистема. Ее базовая задача, игнорирующая сферу человеческого, сводится к обеспечению работоспособности платформенного цифрового капитализма: антропоценный режим построения мегаполиса постепенно сменяется господством «капиталоцена» – наукоемким калькуляционным дизайном и кластерами метаданных. Постгуманистические установки умного города позволяют ассоциировать его с актуальной этико-политической ситуацией «постправды». Под ее эгидой культивируются кибербуллинг и троллинг, городской фланер превращается в сталкера, городской денди – в хейтера, а городское событие – в хайп. В ходе лекции Дмитрий Голынко постарается ответить на вопрос, остаются ли и возможны ли в современном городе территории свободы и «кармашки» независимости, не затронутые ситуацией «постправды» и властью «капиталоцена».

 

Дмитрий Голынко – поэт, кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматургии и киноведения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Автор многочисленных критических и научных статей о современном искусстве и литературе в «Художественном журнале», журналах «Новая русская книга», «Новое литературное обозрение» и «Сеанс». Опубликовал четыре книги стихов и вошел в шорт-лист премии Андрея Белого в 2001 году. Куратор сетевого проекта «Литературная промзона».

 

 

Начало в 19:30

Место проведения: Павильон на Новой Голландии

 

Вход свободный, необходима предварительная регистрация

Регистрация:
projectbaltia.com
www.newhollandsp.ru

При поддержке платформы «Диоген»: diogen.me

В Петербурге прошел первый фестиваль «Мир архитектуры и дизайна»

С 5 по 7 апреля журнал «Проект Балтия» и «Севкабель Порт» провели первое экспо «Мир архитектуры и дизайна», объединившее ведущих представителей архитектурно-дизайнерской отрасли, девелоперов, поставщиков компонентов интерьера и строительных технологий.

IMG_7653

Активно развивающийся рекреационный кластер на Васильевском острове «Севкабель Порт» открыл петербуржцам долгожданный доступ к большой воде, создав одно из наиболее популярных общественных пространств в городе, что вдохновило куратора МАД-2019 Владимира Фролова, главного редактора журнала «Проект Балтия», посвятить фестиваль теме «Тотальный ландшафт».

Хедлайнерским компонентом выставки стала двадцатка проектов французской премии AJAP, присуждаемой молодым французским бюро, работающим в сфере архитектуры, благоустройства и ландшафтного дизайна. Les Albums des jeunes architectes et paysagistes (AJAP) – это не только премия, поощряющая работу начинающих зодчих, но и образцовый государственный инструмент, позволяющий молодым специалистам получать больше интересных и масштабных заказов, открывающих путь в глобальный мир архитектуры.

Особое место на МАД заняла небольшая экспозиция петербургского дизайнера и художника Андрея Люблинского «Простые пейзажи». Абстрагированные при помощи искусственного интеллекта открыточные виды города помогают нам усвоить новое отношение к урбанистической панораме, где отсутствуют люди, а архитектура редуцирована до параллелепипедов. Возможно, именно так станет глядеть на город постчеловек будущего – обитатель «тотального ландшафта».

IMG_8005

По-своему на тему, заданную куратором, отвечала и самая интригующая часть выставки – серия инсталляций Secret Rooms, созданная архитекторами из мастерской «Витрувий и сыновья» + «АРХАТАКА», архитектурного бюро «11», бюро Liphart Architects, а также компанией Ascreen. Если мастерская «Витрувий и сыновья» вместе с объединением «АРХАТАКА» прорастили тотальный ландшафт репчатого лука сквозь антикварный рояль, архитектурное бюро «11» окружило зеркальной водной гладью одинокий и недоступный табурет, а архитектор Степан Липгарт показал одну из своих визионерских видеоработ, то компания Ascreen рассказала о влиянии предметов, спроектированных в школе Баухауз, чье 100-летие мы отмечаем в этом году, на предметно-пространственную среду повседневной жизни.

Еще один специальный проект экспо МАД – «Город сотни рек» MLA+. Архитекторы представили свои размышления о самом недооцененном активе Петербурга – воде. Хотя значительное число акваобъектов исчезло с карты города, в его черте на сегодня по-прежнему существует 94 реки и канала общей протяженностью около 300 километров. Петербург – город на воде, и кураторы проекта об этом напоминают.

В рамках экспо МАД были продемонстрированы итоги конкурса для молодых архитекторов «Мобильный обелиск», а также промежуточные результаты открытого общероссийского архитектурного конкурса «Горизонт» на проект общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге (оператор: журнал «Проект Балтия»; заказчик: УК «Севкабель Порт»).

Структура основной части экспо «Мир архитектуры и дизайна» была устроена по принципу архипелага, состоящего из отдельных, но взаимосвязанных и пересекающихся друг с другом элементов-«миров». Основная часть экспозиции ведет посетителя от наиболее публичного сегмента («Город») к частному («Дом») через сегменты «Офис» и HoReCa.

Кураторами разделов выступили: «Город» – Георгий Снежкин, партнер бюро «ХВОЯ»; «Офис.СПб» – Олег Дмитриев (ABD architects); HoReCa – Дмитрий Грозный (MarketMedia); «Дом» – Юрий Фоменко, главный архитектор ландшафтного бюро «МОХ».

Каждый раздел выставки был представлен планшетной экспозицией, продемонстрировавшей лучшие проекты, реализованные в Петербурге за последний год, а также павильонами компаний – производителей мебели или строительных и отделочных материалов. В каждом из тематических разделов планшетной экспозиции «Мира архитектуры и дизайна» были определены победители.

Так, в номинации «Город» лучшим оказался проект Музея железных дорог, созданный бюро «Студия 44»; второе место заняла «Студио-АММ», представившая санаторно-курортное учреждение «Светлый мир “Внутри”».

Музей железных дорог России
Архитектурное бюро «Студия 44»

Санаторно-курортное учреждение «Светлый мир “Внутри”»
«Студио-АММ»

Победителем в номинации «Офис.СПб» было признано рабочее пространство для разработчиков «ВКонтакте», реализованное BRIZstudio, а второе место разделили Алина Ка (офис креативной команды «Севкабель Порт») и Иван Кожин (офис для компании «Неонов»).

 Рабочее пространство для разработчиков «ВКонтакте»
BRIZstudio

Офис креативной команды «Севкабель Порт»
Алина Ка

Офис для компании «Неонов»
Иван Кожин

Приз за лучший интерьер заведения (HoReCa) получила студия Art-On, оформившая кафе Tiger Lily. Второе место занял интерьер ресторана La Perla Seafood Bar, выполненный архитектурным бюро «11».

Кафе Tiger Lily
Студия Art-On

La Perla Seafood Bar
Архитектурное бюро «11»

Лучшим проектом в номинации «Дом» стал «Дом на склоне» за авторством Mochalov.studio. Второе место занял интерьер «Фонтан» Art Spice Studio.

«Дом на склоне»
Mochalov.studio

«Фонтан»
Art Spice Studio

 

В жюри разделов выставки вошли:

«Город»: Георгий Снежкин (архитектор, партнер бюро «ХВОЯ»), Ксения Малич (архитектурный критик, научный сотрудник Государственного Эрмитажа), Алексей Онацко (куратор проекта «Севкабель Порт»), Феликс Буянов (руководитель архитектурного бюро «Б2»), Алексей Левчук (архитектор, руководитель бюро Alexey Levchuk architects).

«Офис.СПб»: Олег Дмитриев (ABD architects), Дмитрий Стырикович (дизайнер пространственной среды компании Ascreen), Михаил Турецкий (генеральный директор компании ProExpert), Мария Бондарева (менеджер по продажам Contract Interiors), Иван Починщиков (управляющий партнер IPG.Estate), Тимур Усманов (менеджер по работе с проектными организациями по СЗФО компании Dulux), Наталья Корогодова (искусствовед, сокуратор МАД-экспо).

HoReCa: Антон Горланов (архитектор), Андрей Дмитриев (декоратор), Евгений Нейманд (архитектор), Владимир Фролов (архитектурный критик, главный редактор журнала «Проект Балтия», куратор МАД-экспо).

«Дом»: Юрий Фоменко (главный архитектор бюро «МОХ»), Вячеслав Хомутов (шеф-архитектор архитектурно-строительного бюро Haubaus), Евгения Микулина (руководитель сайта designchat.com), Юрий Молодковец (фотограф), Слава Валовень (архитектор), Ксения Бандорина (искусствовед, доцент СПГХПА имени А. Л. Штиглица).

По итогам фестиваля были также премированы: бюро «Витрувий и сыновья» – за «самый сумасшедший (MAD) проект»; Александр Берзинг – за лучший проект, отвечающий теме «Тотальный ландшафт» (средовой дизайн Музея стрит-арта в Петербурге); бюро «АРХАТАКА» и компания Laminam – за лучшее дизайнерское решение экспозиционного стенда на выставке.

Последний раздел выставки – «Маркет» – традиционно успешный формат для пространства «Севкабель Порт»: здесь посетители могли найти для себя небольшие дизайнерские предметы западных производителей, а также локальных мастеров.

Специально для МАД-экспо компания Wienerberger поставила Maybach на кирпич Terca, подчеркнув тем самым премиумность своего продукта.

56624535_399380840617002_4408879376402219008_n

Значительный интерес публики вызвали деловая и образовательная программы фестиваля. В ходе мероприятия прочитали лекции известные архитекторы, историки и дизайнеры, среди них – голландские архитекторы и урбанисты Ерун Схиппер (Orange Architects) и Саймон Витле (KCAP), инженер-конструктор Антон Смирнов («АСТАЛЬ»), историк дизайна Павел Ульянов, декоратор Маша Гончарова, эстонский зодчий-концептуалист Вилен Кюннапу. О родственнике «Мира архитектуры и дизайна» рассказала представитель хельсинкской Habitare Fair.

В течение трех дней выставки состоялись ряд круглых столов и дискуссий, в ходе которых были затронуты многие профессиональные вопросы, а также темы, интересующие всех горожан. Гости фестиваля могли послушать дискуссии о прибрежном ландшафте Петербурга и о кластерах, маршрутах и аттракторах, модерируемые Владимиром Фроловым. Под руководством директора по развитию ABD architects Олега Дмитриева участники VI конференции «Офис.СПб» обсудили ландшафтную тенденцию в офисном дизайне; Дмитрий Грозный и MarketMedia провели круглый стол «Дизайн как двигатель торговли в заведениях общепита»; «Городские проекты» организовали подиумную дискуссию об открытых пространствах Петербурга; искусствовед Наталья Корогодова обсудила с экспертами феномен современной загородной жизни. Подробнее о содержании круглых столов будет рассказано на сайте журнала «Проект Балтия».

На экспо также состоялась презентация книги Валерия Нефедова «Дизайн как образ жизни. Финская модель».

Выставка не ставила возрастных ограничений. Мероприятия были рассчитаны и на самых маленьких энтузиастов, которых ждала программа от Общества юных архитекторов, и на молодых специалистов, для которых Георгий Снежкин и Илья Спиридонов (бюро «ХВОЯ») провели 15-ю Клаузуру Диогена – трехчасовой проектный семинар, где были отобраны работы для ежегодной выставки в Молодежном центре Государственного Эрмитажа.

IMG_0782

Наталья Крымская

За три дня, включая первый, посвященный закрытой деловой программе, выставку посетило около четырех тысяч человек.

В планах выставки следующего года – расширить географию участников, представительность компаний-партнеров, разнообразить деловую и образовательную программы, стать наиболее прогрессивным событием в архитектурной и дизайнерской жизни города на Неве.

 

Организаторы: журнал «Проект Балтия», «Севкабель Порт»

Партнеры проекта: Ascreen, MarketMedia, Delo Design, KNAUF,
Французский институт в России, Генеральное консульство Королевства
Нидерландов, Институт Финляндии в Санкт-Петербурге, кофейни Cup’n’cup

Информационные партнеры: Архи.ру, ARCHITIME.RU, ARCHiPEOPLE, BN.RU,
DOM publishers, speech:, «ACH-инфо», Институт Финляндии в
Санкт-Петербурге, Общество юных архитекторов, «Строительный
Еженедельник»

Сайт фестиваля: expomad.ru

 

Контакт: expomad@projectbaltia.com

Лекция Сергея Скуратова «Поэзия рациональности»

Лекция Сергея Скуратова «Поэзия рациональности» в рамках цикла «Город рацио», организованного журналом «Проект Балтия» и проектом «Новая Голландия: культурная урбанизация»

02.04.2019

скуратов для лекции

2 апреля журнал «Проект Балтия» и проект «Новая Голландия: культурная урбанизация» уже в третий раз откроют архитектурный лекционный цикл – в этом году он озаглавлен «Город рацио». Первую лекцию – «Поэзия рациональности» – прочтет известный московский архитектор Сергей Скуратов.

 

Сергей Скуратов, пожалуй, один из немногих архитекторов в России, последовательно проводящих в жизнь модернистский метод. Необычайно лаконичный в своих проектах, Скуратов каждый раз придумывает здание-манифест, впечатляющее чистотой линий и тонкостью деталировки. Бескомпромиссность зодчего – изначально, как он сам говорит, мягкого человека – стала результатом необходимости отстаивать художественные решения перед заказчиком. И если согласиться с тезисом итальянского теоретика Пьера Витторио Аурели о том, что «абсолютная архитектура» возможна, то в отечественном контексте ближе всех к ней окажется, конечно, Сергей Скуратов. «Любой новый комплекс, квартал, дом, город или микрогород, который я строю, – это мое собственное идеальное пространство, мое собственное идеальное представление о том, как должен быть устроен город, квартал, дом и квартира», – заявляет Скуратов. Говорят, в его мастерской все книги и журналы расположены в идеальном порядке, а спроектированные им сооружения – воплощают саму идею необходимости и достаточности. Тем удивительнее, что ключ к пониманию рациональности Скуратова оказывается в области поэтического.

Сергей Скуратов – архитектор; основатель, президент и творческий руководитель Sergey Skuratov Architects, член Союза архитекторов России, профессор Международной академии архитектуры и член Совета по высотным зданиям и городской среде (Чикаго). На счету архитектурной мастерской Сергея Скуратова – более 40 реализованных проектов различных типологий, многие из которых уже приобрели статус иконических построек. За свою многолетнюю деятельность зодчий стал обладателем четырех премий «Золотое сечение» Союза московских архитекторов, четырех золотых и двух серебряных дипломов Международного фестиваля «Зодчество», а также лауреатом Гран-при на конкурсах ЮНЕСКО, Международной академии архитектуры, в рамках выставки «АРХ Москва – 2008» и премии Urban Awards 2012. Награжден медалью «За высокое зодческое мастерство» имени В. И. Баженова Союза архитекторов России в 2009 году.

скуратов

 

Начало в 19:30
Место проведения: Павильон в Новой Голландии

 

Вход свободный, необходима предварительная регистрация

Регистрация:
projectbaltia.com
www.newhollandsp.ru

При поддержке платформы «Диоген»: diogen.me

Город рацио

Журнал «Проект Балтия» и проект «Новая Голландия: культурная урбанизация» уже в третий раз организуют Архитектурный лекторий, в ходе которого выступают историки, теоретики и практики зодчества. Темой лектория 2019 года станет «Город рацио».

МС002_061_2

Тема «Город рацио» созвучна с популярной сегодня концепцией «умного города» (smart city) – технологической мегамашины для жилья, которая одновременно управляет людьми и обслуживает их.

Однако говоря о рациональности, мы ставим акцент на кантовском понимании разума не только как способности к теоретическому познанию, но и, прежде всего, как источника нравственного закона, выступающего основанием свободы. В ходе лекционного цикла 2019 года мы будем рассуждать о систематизирующем, конструктивном, упорядочивающем отношении к пространству – том отношении, которое в конце концов приводит к появлению «умного города» сегодняшнего и завтрашнего дня, хотя этот «умный город» порой весьма далек от постулированного идеала.

Приглашенные историки, зодчие и урбанисты расскажут о различных – утопических и реальных – моделях поселений: речь пойдет о таких разных явлениях, как градостроительные реформы Екатерины Великой и девелоперский прагматизм XXI века.

Задача лекционного цикла – приоткрыть завесу над тем, откуда возник феномен сегодняшнего мегаполиса с его переусложненной функциональной программой и столкновением сверхрационального и иррационального. Особое место здесь занимает занимает Петербург. Созданный в качестве цивилизационного образца для России, он сформировал собственную уникальную градостроительную традицию, которая до сих пор обладает потенциалом рациональности, значимым для урбанизационных процессов страны и мира.

 

Первые лекции цикла прочтут:

  • Сергей Скуратов, архитектор (Москва)
  • Владимир Лисовский, историк архитектуры (Санкт-Петербург)
  • Дмитрий Голынко, поэт и культуролог (Санкт-Петербург)
  • Сергей Куликов, историк архитектуры и критик (Москва)

 

Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра». 30 лет новейшей истории российской архитектуры в событиях, персоналиях и постройках. Даты выставки: 15 мая – 16 июня 2019 года. Место проведения: флигель «Руина» Музея архитектуры им. Щусева (Москва, ул. Воздвиженка, 5/25)


06.05.2019

6 мая в пространстве Delo Design пройдет Диспут Диогена «Урбанизм: ландшафтный принцип». Приглашенные эксперты обсудят необходимость создания в Петербурге объектов, подобных московскому «Зарядью», форматы преобразования промышленных территорий, ансамблевые традиции города на Неве.


Единственным иностранцем в проведенном в 2018 году цикле архитектурных лекций «Гении мест» (организаторы: журнал «Проект Балтия» и проект «Новая Голландия: культурная урбанизация») был финский теоретик Юхани Палласмаа. Российские читатели знают его по книге «Мыслящая рука. Архитектура и экзистенциальная мудрость бытия», ставшей сегодня библиографической редкостью. Марина Никифорова поговорила с главным мыслителем-зодчим страны Суоми.



http://expomad.ru/