№33 Ансамбль      №32 Спорт и отдых      №31 Школа   cover30_fin_corr_120     №30 Будущее

 

1

330х330_ZOD2020_

зодчество

Архитектура резонанса

Санкт-Петербург | 14.04.2014
14 апреля в Санкт-Петербургском Доме архитектора прошла вторая дискуссия, посвященная пространственным и акустическим решениям в архитектуре, организованная журналом ПРОЕКТ БАЛТИЯ при поддержке компании КНАУФ. На этот раз своим опытом работы в области пространственно-акустических решений поделились Мартин ван Гор, партнер голландского бюро Greiner van Goor Huijten Architecten, и петербуржец Кшиштоф Поморски, технический директор ОАО «КБ ВиПС».

Мартин ван Гор на дискуссии "Архитектура и звук"

Бюро Greiner van Goor Huijten Architecten специализируется на проектировании и реставрации театров и концертных залов. Уникальность и сложность одного из наиболее интересных проектов ван Гора – реконструкции королевского театра Carré в Амстердаме – состояли в том, что сооружение, построенное Оскаром Карре в 1887 году, совмещало в себе функции театра и цирка. Здание королевского театра Carré было рассчитано почти на 2 000 мест, однако обладало очень маленькой сценой: 10 квадратных метров. Помимо полной реставрации объекта, на Greiner van Goor Huijten Architecten лежала задача увеличения сцены с сохранением и улучшением акустических свойств зала, который, даже сегодня, периодически продолжает функционировать как цирк. Пространство цирковой арены также необходимо было сохранить. Важной особенностью интерьера театра является угол наклона кресел в партере. Он настолько высок, что актер, оказавшийся в центре арены, видит фактически вертикальную стену из зрителей. «Волшебством Карре» окрестила труппа театра эту черту. Архитекторы сохранили ее, как не тронули и всю историческую атмосферу театра. Сцена была увеличена с 10 до 14 квадратных метров, но не изменила своего первоначального облика. Фойе было перенесено на этаж выше, в пространство, освободившееся за счет уменьшения вместительности театра (с 2 000 до 1 750 мест), однако, теперь фойе обзавелось панорамным видом на город.

Специфика другого проекта, о котором рассказал ван Гор, – в том, что он представлял собой не отдельное театральное здание, а был частью многофункционального комплекса, включающего в себя также парковку, библиотеку и кинотеатр. Зал на 650 зрителей при этом оказался расположен прямо над парковкой. Архитекторы решили оттолкнуться от голландской традиции театральных залов, которая, в отличие от итальянской, предполагает небольшое расстояние между зрителем и актером, выступающим на сцене, а также между самими зрительскими местами. Для улучшения акустики балконы расположили так, чтобы со сцены можно было фактически до них дотянуться. Балконы тоже были намеренно придвинуты вплотную друг к другу: во-первых, дабы зрители осознавали присутствие соседей, а во-вторых – дабы зал приобрел шарообразную форму, необходимую для решения акустических задач. Стены внутри зала отделаны неокрашенным дубом.

В заключение своего доклада Мартин ван Гор рассказал о театре De Nieuwe Kolk, построенном в 2009 году в Ассене. Основное требование заказчика – сделать полноценный театр и концертный зал в одном пространстве – сперва показалось Greiner van Goor Huijten Architecten невыполнимым из-за фактически противоположных акустических требований, предъявляемых к этим типам пространств. Очевидно, что велик риск создать и плохой театр, и плохой концертный зал. Архитекторы, тем не менее, приняли вызов и начали работать над концепцией. Совместив планы концертного зала и театра, они решили отталкиваться от типологии театра, меньшего по объему. Как и все верные решения сложных задач, то, что придумали Greiner van Goor Huijten Architecten совместно с консультантом по акустике Бернсом, на удивление просто. Основными «регулировщиками» акустических параметров помещения стали его форма и объем. Пространство De Nieuwe Kolk трансформируется из 3,5 тысяч квадратных метров театра в 11 тысяч квадратных метров концертного зала за счет передвижного потолка. Подвижностью также обладают и балконы. При опущенном потолке получается камерный театр на 850 мест со временем реверберации 0,9 секунды, а над потолком находится воздушная галерея; зафиксированный в промежуточном положении потолок создает оперную акустику, где время реверберации – 1,4; при полностью поднятом потолке вместимость зала увеличивается на 100 мест, а время реверберации достигает 2,1 секунды, что служит идеальным показателем для концертного зала, рассчитанного на живое выступление оркестра.

Второй спикер дискуссии, Кшиштоф Поморски, технический директор ОАО «КБ ВиПС», сосредоточился на акустических и инженерных решениях залов недавно открытой в Санкт-Петербурге Второй сцены Мариинского театра. Архитектор сразу заметил, что основная цель акустики в архитектуре – не влиять на звук. Корпус скрипки, к примеру, заметил он, играет в процессе звукопроизводства не намного меньшую роль, чем струны. В отличие от конструкции скрипки, интерьер здания не должен служить резонатором звука. Но распространению звука в помещении могут также помешать внешние факторы, что в случае Мариинки-2 стало серьезной проблемой, поскольку театр находится в месте с оживленным автодвижением. В связи с этим на фундамент здания была положена монолитная бетонная плита, полностью изолирующая внутреннее помещение от звуков снизу. Каждая стена внутри конструкции формируется из каркасов, набитых минеральной ватой. Все воздуховодные трубы размещены в потолке, который был сделан монолитным. В объеме непосредственно концертного зала нет ничего металлического, чтобы избежать малейшего звукового резонанса. Пол, фактически вопреки стандартам противопожарной безопасности, удалось сделать полностью деревянным, разместив под ним сложную, также деревянную, конструкцию, которая является своеобразным барабаном – единственным передающим вибрации элементом во всем здании, необходимым для трансляции низких частот.

В заключение вечера выступил Евгений Павлов, руководитель отдела продукт-менеджмента компании КНАУФ. Он обратил внимание аудитории на то, что акустическая поддержка необходима в зданиях любого назначения – не только в столь значительных сооружениях, как Вторая сцена Мариинского театра, где успешно применены материалы КНАУФ. Гипсовые акустические панели КНАУФ могут быть и открытыми для взгляда, и скрытыми. В зависимости от перфорации они также способны к звукопоглощению или звукоотражению, что делает их уникальным продуктом на российском рынке акустических стройматериалов.

Ксения Бутузова, фото: Алиса Гиль

Комментарии запрещены.

12.09.2019

Уважаемые участники конкурса!

Приём заявок на участие в конкурсе «Наш любимый сквер» закончен. Работы принимаются до 2 октября 2019 г. включительно.

Желаем всем удачи!


30.06.2019

30 июня 2019 года 17-ая Клаузура Диогена – короткий проектный семинар и конкурс, куратором которого было заявлено архитектурное бюро DNK ag из Москвы, не состоится. Мероприятие временно перенесено.


1 апреля 2019 года, в преддверии первой лекции в рамках цикла «Город рацио», организованного журналом «Проект Балтия» и проектом «Новая Голландия: культурная урбанизация», известный московский архитектор Сергей Скуратов поделился своим взглядом на профессию архитектора с журналом «Проект Балтия».



АРХпроект_модуль на сайт