№33 Ансамбль      №32 Спорт и отдых      №31 Школа   cover30_fin_corr_120     №30 Будущее

 

1

Шуховская башня: формы сохранения

Санкт-Петербург | 27.03.2014
27 марта в петербургском Доме архитектора состоялся круглый стол «Памятники русского инженерного искусства в контексте развития городов». К дискуссии было приурочено открытие выставки «Шуховская башня: неперемещенная ценность» молодых петербургских фотографов Егора Рогалева и Алексея Боголепова. Мероприятие прошло при поддержке Санкт-Петербургского союза архитекторов и ООО «АСТАЛЬ».

Дискуссия «Памятники русского инженерного искусства в контексте развития городов»: Антон Смирнов, Иосиф Раша, Иван Саблин, Владимир Шухов, Владимир Фролов

Фотографии Егора Рогалева и Алексея Боголепова не претендуют на какую-то особенную трактовку образа знаменитого памятника, скорее они фиксируют актуальное состояние башни Шухова в городском контексте. Фотоработы – это жест солидарности. Как известно, знаменитое произведение русского инженера сегодня находится под угрозой демонтажа и восстановления на другом участке. Художники специально отправились из Петербурга в Москву, чтобы вновь выявить существо памятника и его роль в пространстве. Сама дискуссия была устроена с аналогичной целью – высказать позицию профессионального сообщества в тот момент, когда это необходимо.

В дискуссии о проблемах сохранения отечественного инженерного наследия приняли участие: Владимир Шухов, президент фонда «Шуховская башня» (Москва); Иосиф Раша, кандидат технических наук, главный инженер ООО «Стройреконструкция»; Иван Саблин, историк архитектуры, исследователь советского авангарда; Антон Смирнов, кандидат технических наук, главный конструктор ООО «АСТАЛЬ». Модератором встречи выступил главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов.

Иван Саблин в самом начале дискуссии представил любопытную дихотомию. По Саблину, памятники можно разделить на две главные категории. В первую попадают известные, признанные и любимые обществом объекты. Их ценность неоспорима, в случае утраты они могут быть даже восстановлены. Во вторую категорию попадает архитектура, чья ценность для общества неочевидна или вовсе непонятна. Каждой группе соответствует своя угроза. Любимые и признанные памятники зачастую оказываются задушенными в объятиях реставраторов. Так – по любви – исчезли московское Царицыно и петербургский Летний сад. Памятники, не признанные в обществе, исчезают по куда более прозаическим причинам. Например, силовая подстанция фабрики «Красное знамя» (по Саблину, наиболее значительный памятник петербургской архитектуры) разрушается просто от бесхозности. По мнению историка, будущее Шуховской башни, как и компании по ее защите, зависит именно от того, к какой группе памятников на самом деле она относится. Что, на взгляд Саблина, не совсем очевидно.

Доклад Владимира Федоровича Шухова, потомка великого русского инженера, отчасти продолжил линию рассуждений Ивана Саблина. Рассказывая о судьбах наследия своего прадеда, Владимир указал на разные формы сохранения инженерных сооружений, которые сложились в нашей стране.

Так, до недавнего времени в Нижегородской области, на Оке, сохранялись две шуховские башни – отслужившие опоры линии электропередачи. Одну из них местные жители порубили на металлолом, после чего случился скандал. В итоге, по решению суда, энергетиков обязали сберечь оставшуюся башню, что они и выполнили. Нижегородские энергетики вовсе не стремились участвовать в судьбе башни, но и закон нарушать им не к лицу. В итоге одна из башен получила гарантии безопасности.

Первая в мире башня с конструкцией в форме гиперболоида вращения была создана для Нижегородской ярмарки в 1896 году. После выставки ее перевезли в имение Полибино мецената Нечаева-Мальцева, где она и сохраняется до сих пор. Сейчас башню реставрируют, ценность ее признана. На данный момент специалисты укрепляют фундамент башни, причем делается это с использованием местного известняка, так же как и 120 лет назад, когда башню привезли в усадьбу. Реставрация происходит на бюджетные деньги: полибинская башня – пример сохранения памятника силами государства.

Из всего наследия Шухова лучше всего сохранились башни-маяки в Херсонском лимане. По словам Владимира, в конструкции не заменено ни одной детали, все заклепки целы. Сохранились даже остекление и деревянная кровля, причем не за счет того, что башни были специально законсервированы, а, наоборот, благодаря тому, что маяки по-прежнему функционируют и ни разу не прекращали своей работы.

В свою очередь, Антон Смирнов напомнил, что наследие Шухова ценится во всем мире, в том числе в Германии, где его разработки легли в основу ведущей сегодня инженерной школы легких конструкций. Фрай Отто, Йорг Шлайх, Вернер Зобек – ее видные представители второй половины XX века и наших дней – всегда подчеркивают первенство русского инженера. У нас же, по мнению Смирнова, объекты, созданные Шуховым, не причисляются ни к произведениям инженерного искусства, ни к произведениям архитектуры. Соответственно, они не находят адекватной оценки в обществе, и это – разрушительное последствие низкого статуса профессии инженера в России. «Мы не гордимся своим национальным достоянием в области инженерного искусства, – резюмировал Антон Смирнов. – Возможное разрушение башни Шухова станет еще одним примером недооценки собственного значения в этой области».

В завершение дискуссии Иосиф Раша и Антон Смирнов обменялись мнениями на предмет столь важной конструктивной детали башен, как заклепки. Раша, представитель старшего поколения инженеров-конструкторов, рассказал об истории строительства Петербургского СКК. Все металлические конструкции арены, спроектированные Олегом Курбатовым, были сделаны на заклепках. Для того чтобы реализовать проект, потребовалось отыскать профессиональных клепальщиков, которых к 1970-м годам в Союзе уже, в общем-то, не водилось. Тем нескольким специалистам, которых все-таки удалось найти, для начала пришлось выучить бригаду новых клепальщиков – и лишь затем приступать к работе. То есть уже в 1970-х подобная задача требовала титанических усилий. В целом вероятную реставрацию Шуховской башни Иосиф Раша оценил скептически, указывая на то, что стоимость подобных работ в любом случае будет астрономической. Антон Смирнов, настроенный более энергично, с подобной оценкой не согласился, заявив, что заклепки – неотъемлемая часть инженерной эстетики башни. По Смирнову, сохранение подобных деталей «старой школы» – обязательное условие реставрации, стоящее любых вложений, иначе весь смысл реставрации окажется перечеркнутым.

Несколько лет назад по приглашению «Проекта Балтия» в Петербург приезжал немецкий архитектор Вольквин Марг (партнер бюро gmp). Рассказывая о своих проектах, он постоянно вспоминал имя Шухова. И каждый раз, когда Вольквин произносил: «Шухов», – русский архитектор и сотрудник Марга, переводивший лекцию, отзывался эхом: «Шахов». Присутствующие испытывали крайнюю неловкость. Неизвестно, чем закончится история с башней на Шаболовке, но будем надеяться, что на этот раз не придется краснеть.


Текст:
Константин Бударин, фото: Алиса Гиль

Комментарии запрещены.

05.08.2019

Уважаемые архитекторы и журналисты!

В рамках конкурса молодых архитекторов «Наш любимый сквер» во вторник 27 августа 2019 г. в 17.00 в Белом зале Союза Архитекторов состоится пресс- конференция с участием жюри конкурса, администрации Калининского района и членов правления Союза Архитекторов. Будут обсуждаться вопросы о ходе ведения конкурса, а также проблемы, связанные с благоустройством дворов.

Приглашаются все желающие принять участие в дискуссии.


30.06.2019

30 июня 2019 года 17-ая Клаузура Диогена – короткий проектный семинар и конкурс, куратором которого было заявлено архитектурное бюро DNK ag из Москвы, не состоится. Мероприятие временно перенесено.


Единственным иностранцем в проведенном в 2018 году цикле архитектурных лекций «Гении мест» (организаторы: журнал «Проект Балтия» и проект «Новая Голландия: культурная урбанизация») был финский теоретик Юхани Палласмаа. Российские читатели знают его по книге «Мыслящая рука. Архитектура и экзистенциальная мудрость бытия», ставшей сегодня библиографической редкостью. Марина Никифорова поговорила с главным мыслителем-зодчим страны Суоми.



АРХпроект_модуль на сайт