№33 Ансамбль      №32 Спорт и отдых      №31 Школа   cover30_fin_corr_120     №30 Будущее

 

1

330х330_ZOD2020_

зодчество

Контекстуальность vs. шоу. Архитектура Петербурга глазами Гинтараса Чайкаускаса

Санкт-Петербург | 08.04.2013
2–8 апреля в Этнографическом музее проходила выставка-биеннале «Архитектура Петербурга – 2013», организованная Объединением архитектурных мастерских (ОАМ) и фондом Pro Arte.

Журнал «Проект Балтия» внес свою лепту в создание мероприятия, устроив 6 апреля на биеннале лекции двух литовских архитекторов: руководителя бюро Architekturos linija Гинтараса Чайкаускаса и заведующего кафедрой теории архитектуры архитектурного факультета Вильнюсского технического университета (VGTU) Лютаураса Некрошюса. Мы решили использовать уникальный шанс профессионального общения с коллегой из постсоветского пространства и попросили Гинтараса Чайкаускаса поделиться впечатлениями об увиденном на выставке. Вместо интервью получился монолог. Нам оставалось только записать речь архитектора. 

Сначала я хотел бы пояснить, что меня в принципе интересует в современной архитектуре. При сегодняшней глобализации, когда архитектура, культура в целом, да и вся жизнь в мире, становятся всё более и более космополитичными, когда идеи, которые рождаются в одной стране, мгновенно могут очутиться в другой, самое главное в архитектуре – найти то особое, то качественное, что присуще конкретному месту, конкретному городу.

Когда я приезжаю в другую страну или попадаю на подобную выставку, то всегда сперва пытаюсь найти вот эту главную ценность. На мой взгляд, смысл нашей профессии состоит в том, что мы должны создавать нечто уникальное, новое, такое, что обратило бы на себя внимание всего мира. Ведь мы очутились в ситуации, когда становится важным доказать необходимость самой профессии архитектора. Поэтому наша задача – создавать такие вещи, которые становились бы идентификаторами конкретного места.

И думаю, в вашем городе это достигается довольно успешно. Видны тенденции, присущие творчеству только ваших архитекторов – здесь родившихся или работающих. В сравнении с Вильнюсом Петербург достаточно молодой город. Но в отличие от нашей столицы он всегда обладал собственным стилем. Этот стиль был создан как часть государственной политики.

Современный подход к архитектуре зачастую делает из нее бизнес. Другая крайность – сведение профессии к выражению личности архитектора. Когда же архитектура становится частью общей политики – это всегда чувствуется. И это дает шанс создать что-то глобальное и впечатляющее, то есть город.

Вместе с тем то, что в архитектуру пришли деньги, диктующие условия, при которых архитектура обычно проигрывает, – на выставке, как и в городе, очень заметно.

Тенденция, показавшаяся мне самой интересной, самой перспективной, – сочетание стиля, исторического опыта, контекста и современных, передовых тенденций. Полагаю, что именно такие объекты не только не испортят знаменитый город, но и смогут продолжить линию, заложенную в историческом Петербурге. Если попытаться выделить одну работу, которая мне представляется наиболее интересной, то это будет жилой дом «Таврический» Михаила Мамошина. По-моему, он уловил genius loci. Получилась тонкая работа, совершенно не испортившая существующий контекст, а, наоборот, дополнившая его. При этом ясно видно, что она относится к современности.

Я тоже считаю себя контекстуалистом. Мой курс лекций в университете так и называется: «Контекст и концепция». Надо отметить, что подобный тонкий и профессиональный подход рискует порой остаться незамеченным. В наше время архитектура стала частью шоу. Бизнес, или город, или даже вся политика могут строиться на шоу-идеях. Так, например, было в Бильбао. Город был практически неизвестен, но с приходом Гуггенхайма стал знаменит на весь мир. И все же путь шоу кажется мне чересчур легким. Если же следовать принципам контекстуальности, результат может быть не так заметен. Тем не менее архитектор должен думать вперед на 10, 20 или даже 100 лет. И в этой перспективе идеи шоу ничего не стоят. Важными становятся последовательность и созидательность.

Записал: Константин Бударин, фото: Алиса Гиль

Комментарии запрещены.

12.09.2019

Уважаемые участники конкурса!

Приём заявок на участие в конкурсе «Наш любимый сквер» закончен. Работы принимаются до 2 октября 2019 г. включительно.

Желаем всем удачи!


30.06.2019

30 июня 2019 года 17-ая Клаузура Диогена – короткий проектный семинар и конкурс, куратором которого было заявлено архитектурное бюро DNK ag из Москвы, не состоится. Мероприятие временно перенесено.


1 апреля 2019 года, в преддверии первой лекции в рамках цикла «Город рацио», организованного журналом «Проект Балтия» и проектом «Новая Голландия: культурная урбанизация», известный московский архитектор Сергей Скуратов поделился своим взглядом на профессию архитектора с журналом «Проект Балтия».



АРХпроект_модуль на сайт