№29 Дерево  №28 Архитектурный ландшафт       №27 Обитать  

 

Фасады столиц

Москва | 03.07.2017
3 июля в Москва-Сити, на 60-м этаже комплекса «Город столиц», прошел архитектурный семинар «Фасад: две идентичности», организованный журналом «Проект Балтия» совместно с ООО «ТД ЛТМ». Ключевыми спикерами мероприятия выступили Александр Скокан и Сергей Чобан.

обложка

«Можно ли сегодня говорить о продолжении “московской” и “петербургской” традиций в практике архитекторов, вынужденных ежечасно отвечать на вызовы глобализированного и коммерциализированного общества, и можно ли найти способы артикуляции архитектурной идентичности города через фасад – самое очевидное для обывателя проявление деятельности зодчего?» – так был поставлен основной вопрос дискуссии модератором Владимиром Фроловым. Ответ дали два именитых архитектора: Александр Скокан, основатель и руководитель бюро «Остоженка», и Сергей Чобан, cооснователь и руководитель бюро SPEECH (Москва) и Tchoban Voss Architekten (Берлин).

Каждый представил свое ви́дение фасадной темы, опираясь на опыт родного города, что позволило слушателям оценить многообразие отправных точек для размышления о феномене «лица» архитектуры. «Для фасада важно найти тему, повод», – пояснял Александр Скокан, напоминая знаменитую цитату Ивана Жолтовского об «уставшей теме» карниза на излишне длинном здании у Смоленской площади, и продолжал в русле рассуждений о проявлении московского характера здания в его внешнем облике, о соответствии духу окружающего контекста. Скокан показывал московские работы Шехтеля, Мельникова, Бурова, Щусева, а также постройки собственного бюро «Остоженка» для Москвы, которые демонстрировали продолжение некоторых идей мастеров прошлого, например перекличку круглящегося объема Посольского дома, прорезанного косыми окнами-осколками, с личным домом Константина Мельникова (здания расположены в 10 минутах ходьбы друг от друга).

скоканскокан 2скокан 3

Родившийся и учившийся в Санкт-Петербурге Сергей Чобан использовал исключительно примеры исторической застройки Северной столицы, акцентируя невозможность продолжения традиции, по крайней мере этой конкретной, в современных условиях – из-за утери должного мастерства в выделке декора, а также отсутствия правильных строительных технологий.

чобан5

Основная мысль Чобана повторяла тезис недавно написанной им совместно с Владимиром Седовым книги «30:70. Архитектура как баланс сил» и заключалась в том, что проблема сегодняшнего проектирования – утрата умения работать с рядовой застройкой. Трактовка всех зданий в качестве «исключительных» – приводит к фрустрации из-за невозможности реализовать все амбициозные идеи автора.

чобанчобан1чобан2

В этом видится определенно «петербургский» подход к архитектуре. В Москве, напротив, планировка долгое время подразумевала независимость зданий друг от друга, наличие всех четырех фасадов у большинства из них, что давало больше поводов для возведения именно исключительных объектов. Последнее прекрасно демонстрировал вид с 60-го этажа небоскреба, откуда был заметен, кстати, и комплекс башен «Федерация», один из авторов которого – Сергей Чобан. Застройка же старого Петербурга подчинена линейности, последовательности и субординации, чем и объясняется приведенный во время семинара факт: на Невском проспекте на 16 исключительных приходится 100 рядовых сооружений. Сергей Чобан подчеркнул, что, при общем подобии в объеме, рядовые дома весьма разнообразны по «структуре поверхности», то есть развлекают глаз. «Фасады нужны профанной архитектуре, фоновой, по назначению коммерческой», – резюмировал он. Именно их в основном архитектору и заказывают, но, по наблюдениям Сергея Чобана, создавать фасады никто не учит, да и индустрия строительных материалов не поддерживает, предлагая технологии, не дающие возможностей для естественного, красивого старения.

За индустрию пришлось отвечать представителям компании ООО «ТД ЛТМ», производящей фасадные фиброцементные панели, с точки зрения стоимости отлично подходящие как раз для бюджетной рядовой застройки, но в то же время долговечные и позволяющие формировать разнообразную структуру поверхности. Тут, конечно, нельзя говорить о богатстве лепнины домодернистских эпох, но возможности для создания цветовой гаммы, текстурной обработки, способов нарезки панелей, а также их крепления и накладывания друг на друга, широки. Кроме того, Георгий Демишев, генеральный директор «Баутехнолоджи» – партнера компании ООО «ТД ЛТМ», рассказывавший о конкретных объектах, где использовалась данная продукция, обратил внимание на региональные различия в трактовках фасадов: если в Москве архитекторы часто применяют активные колористические решения, то, например, в Калининграде, для которого характерно стремление соответствовать западноевропейской эстетике, предпочитают строгие локальные цвета.

Pioneer Group - Life -Митинская EcoparkГК ЛСР ЖК Ривер ПаркКП УГС жилой дом на Годовикова

Дополнительное измерение разговору придали приглашенные эксперты: архитектор компании ADG group Николай Шмук и преподаватель МАРШ, журналист Александр Острогорский. Первый напомнил, что теперь, в отсутствие заказчиков предыдущих веков (к примеру, императорская власть), лицо архитектуры – в руках общества, куда более массового и менее увлеченного высокой культурой. Второй обратил внимание на то, что в данном обсуждении нет привычного спора о необходимости проявления внутреннего устройства сооружения – или же реакции на окружающий контекст – в фасаде. В ответ Сергей Чобан заметил, что эти презумпции модернистской эры не имеют ничего общего с потребностями города как среды обитания, чья история длится на протяжении многих веков.

Семинар стал вторым по счету в серии архитектурных диалогов между двумя столицами: первое подобное мероприятие прошло в Петербурге, с участием москвичей Даниила Лоренца и Натальи Сидоровой («ДНК аг») и петербургского архитектора Михаила Мамошина (projectbaltia.com/happenings-ru/12012).

Комментарии запрещены.

Оргкомитет Международного инвестиционного форума по недвижимости PROESTATE принимает заявки на участие в ежегодном конкурсе «Молодые архитекторы в современном девелопменте». Подать работу могут молодые специалисты в возрасте до 35 лет. Участие в конкурсе – бесплатное. Прием заявок продлится до 15 августа.


18.08.2017

18 августа в 16:00 состоится пятая Клаузура Диогена – трехчасовой проектный семинар и конкурс. Куратором семинара, который пройдет на Новой сцене Александринского театра (наб. реки Фонтанка, 49A) выступит архитектор и теоретик Алексей Левчук.


01.12.2016

30 ноября, в последний день работы выставки конкурса «ПлатФорма», организованного журналом «Проект Балтия», «Группой ЛСР» и Новой сценой Александринского театра, состоялись лекции членов жюри конкурса. Выступили архитекторы Ерун Схиппер (Роттердам), Киммо Линтула (Хельсинки), Рубен Аракелян (Москва) и Морис Нио (Роттердам). Корреспонденту «Проекта Балтия» удалось побеседовать с Морисом Нио, которого часто называют художником и поэтом от архитектуры.