№29 Дерево  №28 Архитектурный ландшафт       №27 Обитать  

 

Кинотрансформеры

Санкт-Петербург
26 апреля в пространстве bulthaup studio журнал «Проект Балтия» при поддержке компании КНАУФ провел семинар «Архитектура для кино». Участники мероприятия обсудили проекты реконструкции, приспособления, а также строительства новых зданий кинотеатров в России и Германии.

IMG_8179-2

Первым спикером семинара стал Александер Фере, руководитель Studio Alexander Fehre из Штутгарта. Он подробно остановился на проекте реконструкции кинотеатра Weltspiegel Cottbus, одного из старейших в Германии. Небольшое историческое здание в Котбусе было расширено и объединено с соседним, что позволило организовать два дополнительных зала по 80 мест.

2017_04_Petersburg-2-11

Исторический зал на 520 мест превратился в трансформер. Зрительские кресла теперь легко убираются, и отныне здесь можно проводить не только киносеансы, но и, к примеру, танцевальные фестивали. Это оказалось экономическим преимуществом проекта. Дизайн новых залов контрастирует с визуальным решением большого зала и выполнен в футуристическом духе. Благодаря универсалистскому дизайну лобби, фойе и лестниц, содержащему отсылки к ранней истории кино, произошло захватывающее слияние истории и современности.

«Думаю, очень важно обращаться к прошлому, смотреть на то, чем были кино и кинотеатры до того, как началась цифровая эра. В качестве отсылки к первым годам существования кино мы особым образом оформили комнаты-прожекторные», – подчеркнул Александер Фере. В результате в одном сооружении объединились разные исторические эпохи, а кинотеатр превратился в своего рода музей собственной типологии: старый зал напоминает об эпохе зависимости архитектуры для просмотра кино от ее прародителя – классического театра, а новый зал – черный ящик – свидетельствует о наступлении эры «дематериализации» дизайна.

От темы реконструкции здания, возведенного в эпоху эклектики, участники семинара перешли к вопросам, связанным с актуализацией советского архитектурного наследия второй половины XX века. Опытом развития и приспособления типовых кинотеатров под новые районные центры поделился Вадим Таранов из компании ADG group. Компания приобрела в 2006 году выставленные на продажу Правительством Москвы 39 советских кинотеатров разной степени сохранности. Все они расположены в периферийных районах, между Третьим транспортным кольцом и МКАД, и раньше выполняли роль аттракторов в структуре спальных районов. Сегодня бóльшая часть сооружений используется неэффективно и требует реконструкции.

Снимок экрана 2017-05-04 в 11.04.23

Разработке проекта предшествовало масштабное социологическое исследование, которое показало, что многие жители не выезжают за пределы своих районов: 46 процентов опрошенных всё свободное время проводят в собственном районе, а 16 процентов из них никогда не посещают центр города. Притом коммерческая и социальная инфраструктура этих районов развита на данный момент слабо, за многими категориями товаров жители вынуждены ездить в другие части города.

Комментируя проект, Вадим Таранов отметил: «Мы хотим на основе кинотеатров создать центры социального притяжения, какими в свое время и были советские кинотеатры. Вместе с тем необходимо, чтобы новые районные центры предоставляли те услуги, которые людям нужны сегодня в повседневной жизни. Мы называем эти центры “третьим местом для жизни” – между работой и домом. Здесь люди смогут общаться, а коммерческие услуги окажутся совмещены с культурной функцией, коворкингами и, конечно, кинотеатром. Мы рассчитываем, главным образом, на тех, кто живет в округе, в шаговой доступности от объектов. Мы говорим не просто о реконструкции какого-то здания, а о реконструкции жизненной среды». На основе этой концепции выстраивается и интерьер будущих центров: в нем отсутствует жесткое разделение между зонами, есть лишь единое пространство, организованное по принципу средневековой рыночной площади, которое сегментируется на отсеки стеклянными перегородками. Кинозалы будут встроены в общее перетекающее пространство, что обеспечит возможность каждой группе потребителей найти сеанс по вкусу. «Эпоха блокбастеров, а соответственно и многоместных залов, уходит, теперь нужно несколько небольших помещений», – поясняет Вадим.

Архитектурные проекты самих комплексов разрабатывали британские архитекторы. Все объекты будут типовыми, выполненными с вариациями, но в единой стилистике. В основу архитектурных решений положена типология существующих советских кинотеатров: остекление нижней части здания, более массивная верхняя часть и выступающий объем кинозала. К этим элементам будут добавлены эксплуатируемая кровля, центральный атриум с верхним светом и террасы.

Далее свои проектные предложения для зданий кинотеатров показал Сергей Падалко из архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья». Участникам семинара было представлено две работы: проект реконструкции кинотеатра «Прибой» под Центр современного искусства имени Сергея Курёхина и проект кинотеатра в Александровском парке. Оба они так и не были реализованы.

В отличие от подхода ADG group, когда советские кинотеатры подвергаются редизайну и приобретают совершенно иную стилистику, «Витрувий и сыновья» предлагали максимально сохранить изначальную архитектуру «Прибоя», одев старое здание в своего рода «саркофаг». Фасады кинотеатра, которые оказались бы в интерьере нового объекта, предполагалось использовать для экспонирования предметов из коллекции Центра современного искусства. Ядром проекта стал большой киноконцертный зал. Таким образом, основная планировочная структура старого здания сохранялась.

витрувий и сыновья 2

Помимо стен «саркофага», проект предполагал окружить здание еще одной – проницаемой – оболочкой из столбов, образующих плотное кольцо. «Эти колонны могли бы использоваться для различных инсталляций и художественных акций, приобщая прохожих и жителей района к какому-то действию или со-действию», – пояснил Сергей Падалко.

витрувий и сыновья

Основой кинотеатра в Александровском парке должен был стать пассаж, на который нанизывались бы кинозалы разного размера. Бетонная конструкция залов и других помещений комплекса заключалась в стеклянный ящик, за счет такого решения внутренняя структура здания проступала на фасаде. Особенность проекта – размещение снаружи, на торцах залов, экранов для показа видеопроекций. В пространстве между кинотеатром и расположенным напротив павильоном кафе (реализован) архитекторы предлагали устроить площадь, которая могла бы выполнять функцию открытого кинозала.

Завершил семинар представитель компании КНАУФ Александр Великодный, рассказав о материалах и технологиях КНАУФ-Акустика на примере уникального кинозала, который вскоре откроется в ТРЦ «Охта Молл». В крупных общественных пространствах, при большом скоплении людей и большом количестве источников шума часто возникает акустический дискомфорт. Применение перфорированных гипсокартонных листов КНАУФ позволяет добиться ощутимого акустического комфорта, и их можно подобрать под любые параметры помещения. В торгово-развлекательном центре «Охта Молл» применялись, помимо этих плит, и другие технологические решения КНАУФ. Архитектурный проект комплекса предполагал создание многозального кинотеатра, для которого компания КНАУФ специально разработала массивные перегородки. Они не только разделяют залы, но и обеспечивают звукоизоляцию между ними. Благодаря использованию специально подобранного профиля можно одновременно смотреть в одном зале блокбастер, а в другом – мелодраму.

ryfea2

Также при создании кинозалов был применен новый КНАУФ-лист Сапфир с повышенными акустическими и прочностными характеристиками. Кинозалы возводились на последнем этаже молла, где не имелось ни одной несущей стены, и все конструкции были выполнены с использованием листовых материалов КНАУФ и W-образных профилей. Компания большое внимание уделяет требованиям противопожарной безопасности, и в ассортименте ее продукции есть негорючие плиты КНАУФ-Файерборд, которые выглядят как обычные гипсовые плиты, но обладают высокими огнезащитными свойствами, а также цементные плиты КНАУФ-Аквапанель.

«Одновременно с производством и продажей компания КНАУФ оказывает полную техническую консультацию по любым проектам. Все это делается на безвозмездной основе: и на стадии рабочей документации, и при строительстве, когда мы выезжаем на объекты, консультируем строителей, как правильно применять наши материалы», – подчеркнул Александр.

Представленные на семинаре проектные предложения и реализованные проекты продемонстрировали, что при использовании соответствующих технологий возможно как точное восстановление исторических интерьеров, с учетом современных реалий киноиндустрии, так и технологичные новаторские проекты со смелыми дизайнерскими решениями.

Записала Ксения Сурикова

Фото: Алиса Гиль

Комментарии запрещены.

Санкт-Петербургский Союз архитекторов приглашает принять участие в обсуждении доклада известного петербургского архитектора Бориса Георгиевича Устинова «Архитектоника среды обитания человека», подготовленного на примере градостроительных проектов его мастерской для городов Ростова и Санкт-Петербурга.


19 апреля на площадке bulthaup studio состоялась третья Клаузура Диогена. Кураторами выступили партнеры московского бюро WALL: Рубен Аракелян и Айк Навасардян.


01.12.2016

30 ноября, в последний день работы выставки конкурса «ПлатФорма», организованного журналом «Проект Балтия», «Группой ЛСР» и Новой сценой Александринского театра, состоялись лекции членов жюри конкурса. Выступили архитекторы Ерун Схиппер (Роттердам), Киммо Линтула (Хельсинки), Рубен Аракелян (Москва) и Морис Нио (Роттердам). Корреспонденту «Проекта Балтия» удалось побеседовать с Морисом Нио, которого часто называют художником и поэтом от архитектуры.