cover31_new_136 №31 Школа cover30_fin_corr_120     №30 Будущее обложка_сверка4-122     №29 Дерево      №28 Архитектурный ландшафт

 

1

Геометрия берега

6 ноября на Новой сцене Александринского театра состоялось подведение итогов закрытого архитектурного конкурса «Парковая линия», организованного «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» и журналом «Проект Балтия».

Рисунок12

Предметом конкурса стали благоустройство и ландшафтная организация набережной в прибрежном сегменте южной части намывных территорий Невской губы Финского залива, западнее Васильевского острова.

Приглашенные участники должны были превратить двухкилометровую набережную в составе формирующегося морского фасада Санкт-Петербурга в озелененный парадный променад у воды – еще одну василеостровскую «линию». Площадь территории конкурсного проектирования – 11,1 гектара, включая частично внутриквартальную территорию благоустройства жилой застройки, примыкающей к границе четырех кварталов «Морского фасада», возводимого «Группой ЛСР» по проекту бюро «Студия 44».

 

В результате отбора экспертным советом в шорт-лист конкурса были включены: архитектурное бюро «Студия 44», проектно-производственная фирма «А.Лен», архитектурное бюро «ХВОЯ», архитектурная мастерская «Б2», петербургское отделение компании MLA+, «Специализированное Строительное Управление – 5», архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья» (совместно с объединением «Архатака»), архитектурная мастерская «Липгарт Архитектс» и проектная группа «Среда комфорта» под руководством Светланы Даниловой.

В состав жюри вошли: Лариса Канунникова, заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга; Евгений Подгорнов, руководитель архитектурной студии ООО «ИНТЕРКОЛУМНИУМ»; Олег Романов, президент Санкт-Петербургского союза архитекторов; Рубен Тертерян, генеральный директор СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга»; Павел Игнатьев, скульптор; Олег Харченко, руководитель ООО «УРБИС-СПб»; Дмитрий Ходкевич, генеральный директор ООО «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад»; Ольга Михальченко, директор по развитию ООО «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад».

Экспертами конкурса выступили: Владимир Линов, заслуженный архитектор России, профессор Международной академии архитектуры, доцент архитектурного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета; Надежда Керимова, ландшафтный архитектор; Александр Баранов, исполнительный директор Лаборатории градопланирования имени М. Л. Петровича (Санкт-Петербург); Любовь Леонтьева, архитектор, руководитель ООО «Люди Архитектс» (Ludi Architects); Андрей Шашков, начальник отдела проектирования Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга; Оксана Андросова, руководитель архитектурно-дизайнерской группы «Группы ЛСР».

Идея создания прибрежной рекреационной зоны вдоль набережной Финского залива была одобрена вице-губернатором Игорем Албиным. В ходе пресс-конференции генеральный директор «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» Дмитрий Ходкевич подчеркнул, что намывная территория Васильевского острова предполагала наличие четырехполосной автомагистрали у берега Финского залива, однако застройщик принял решение убрать автотранспорт от кромки берега и создать здесь двухкилометровую рекреационную зону – новую «Парковую линию».

Заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Лариса Канунникова подчеркнула имиджевую значимость территории проектирования как части формирующегося зеленого каркаса Васильевского острова, идущего от Новосмоленской набережной через новый линейный парк (разработанный Комитетом по благоустройству) к намывным территориям Невской губы Финского залива. Президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Олег Романов вспомнил, что мечта о морском фасаде Санкт-Петербурга родилась еще в советское время. Сегодня эта мечта понемногу воплощается, однако на первый план выходит именно ландшафтная составляющая набережной.

По словам главного редактора журнала «Проект Балтия» Владимира Фролова, «конкурс предложил нам задуматься: каким будет новое городское пространство Петербурга XXI века, соответствующее современным урбанистическим трендам?»

В девяти конкурсных проектах можно наблюдать борьбу двух парадигматически противоположных подходов: один отстаивает «природный» облик набережной; другой – назовем его «архитектурный» – подход предполагает создание регулярного городского парка. Члены жюри отдали предпочтение второму – более строгому – решению.

 

В занявшем первое место проекте архитектурного бюро «Студия 44» все зеленые насаждения окультурены (живая изгородь) или ограничены бордюрами (стриженый газон), а геометрия дорожек на генеральном плане тяготеет к формализму. «Я не верю в дюны, мхи и ольшаники», – сообщил Никита Игоревич Явейн. Архитектор уверен, что при максимальной ширине парка 150 метров и прогнозируемой наполняемости 10 тысяч человек (в выходной день) любые естественные ландшафтные решения будут очень скоро вытоптаны: «Это не “Зарядье”, где рядом с каждой клумбой стоит полицейский».

Untitled-1

Созданный «Студией 44» анфиладный парк является цепью взаимосвязанных внутридворовых скверов, функциональная активность которых нарастает по мере приближения к центральной площади, завершающей улицу Нахимова. Так, по краям расположились «городской огород», «шахматный дворик», спортивная площадка для людей с ограниченными возможностями, площадка для занятия тихими видами спорта, тогда как сценарий использования центральных площадок предусматривает волейбол, игры с животными, настольные виды спорта… Между скверами расположились колоннады-трельяжи, функциональное наполнение которых может быть самым разнообразным: от кафе до общественного туалета. Планировка парка визуально завершает «книжки» и «скобки» зданий жилого комплекса «Морской фасад», превращая их в полноценные круги и ромбы.

Рисунок8

И хотя формализм ансамблевого решения «Студии 44», по словам Надежды Керимовой, прерывает связь с природой, создавая тем самым неблагоприятный «психоэмоциональный фон», Владимир Фролов увидел в победившем проекте «хорошую петербургскую школу», которая не исчезает – вопреки глобализационным процессам.

 

В противовес «Студии 44», занявшая второе место проектно-производственная фирма «А.Лен» поставила перед собой задачу «вернуть природу в город». Руководитель бюро Сергей Орешкин объяснил свое решение тем, что «Санкт-Петербург и так памятник».

Слайд 1

По его словам, «вектор» проектирования был задан уже упомянутым «Зарядьем». По аналогии с московским парком проект «А.Лен» демонстрирует разнообразие природных зон, но не всей России, а только пригородов Санкт-Петербурга, что читается как в композиции плана, так и в «наполнении» парка: малых архитектурных формах и посадочном материале. В результате «парковая линия» «А.Лен» образована четырьмя перетекающими друг в друга парками, вдохновленными песком, водой, дюнами и скалами. Каждому парку присвоен уникальный «цветовой код».

Слайд 1

 

В основу гнутых композиционных линий первого парка лег стилизованный рисунок песчаного берега Финского залива. В озеленении использованы березы, липы и декоративные злаки. Цветовой код парка – «песчано-пыльно-голубой».

План второго парка образован округлыми формами, которые вдохновлены болотистыми ландшафтами. Флора представлена березами, ивами, мхами. Цветовой код – «влажный зеленый».

В плавных линиях благоустройства третьего парка угадываются сестрорецкие и комаровские дюны; основным цветом здесь выбран «теплый песочный».

Наконец, ландшафт четвертого парка олицетворяет карельские скалы, сквозь которые прорастают пихты, ели и мхи. Элементы парка выполнены в темно-серых и зеленых тонах.

 

Третье место разделили между собой проект архитектурного бюро «Б2» и совместная работа мастерской «Витрувий и сыновья» и объединения «Архатака».

 

Несмотря на то что архитекторы бюро «Б2» вдохновились образом дюн, их парк получился строгим и «гранитно-петербургским» – с вкраплениями деревянных террас и МАФ. Здесь тоже не обошлось без оммажа «Зарядью»: одним из ключевых элементов парка выступает променад-«бумеранг», нависающий над водами Финского залива. Действительно оригинальной находкой проекта является «морской орган» – система расположенных под набережной труб, через которые «выталкивают» воздух движения волн, вызывая звуки разной силы и протяженности.

 

«Витрувий и сыновья» и «Архатака» выполнили наиболее художественный – и наиболее печальный (несмотря на использование ярких цветов) – проект. В основе мифологии работы – кладбище разбитых кораблей, участвовавших в морских сражениях на территории Финского залива. Архитекторы превратили фрагменты корабельных корпусов в парковые объекты: навесы, смотровые, спортивные и детские площадки, автобусные остановки… В дизайне элементов благоустройства угадываются бакены, кнехты, якорные цепи, трубы и другие атрибуты морских судов.

Презентация-Линейный-Парк-4

 

Наконец, журналом «Проект Балтия» был отмечен проект архитектурного бюро «ХВОЯ». Авторы проекта интерпретировали название конкурса буквально и нарисовали вдоль залива зеленую «парковую линию» – извилистый пейзажный маршрут-мост, взаимодействующий с ландшафтом и создающий разные сценарии использования набережной. Так, человек, идущий этой зеленой тропой, встретит на своем пути мост-качели, дюны, пирс, видовые площадки и спортивные объекты. Подчиняясь функции, заданной архитекторами, тропа сужается и расширяется, вихляет и успокаивается, поднимается над землей и опускается обратно.

planshet_dlya_komponovki_raboty.cdr

В итоге главным результатом конкурса «Парковая линия» стала вся совокупность проектов, которые отметило жюри; их наиболее сильные стороны будут использованы застройщиком при дальнейшем проектировании. По словам ответственного секретаря конкурса Владимира Фролова, на этот раз «победил архитектурный подход».

 

Текст: Марина Никифорова

Фото: Алиса Гиль

Комментарии запрещены.

14.12.2018

Санкт-Петербургский Союз архитекторов приглашает принять участие в обсуждении проектов, разработанных участниками Открытого архитектурного конкурса «Санкт-Петербургские фасады».


В 20-х числах января 2019 года состоится четырнадцатая Клаузура Диогена – трехчасовой проектный семинар и конкурс. Семинар пройдет в Школе креативных индустрий «Маяк» на территории Новой Голландии. Куратором клаузуры выступит инженер и конструктор Антон Смирнов (руководитель компании «АСТАЛЬ»). О точной дате проведения клаузуры будет объявлено дополнительно.


Единственным иностранцем в проведенном в 2018 году цикле архитектурных лекций «Гении мест» (организаторы: журнал «Проект Балтия» и проект «Новая Голландия: культурная урбанизация») был финский теоретик Юхани Палласмаа. Российские читатели знают его по книге «Мыслящая рука. Архитектура и экзистенциальная мудрость бытия», ставшей сегодня библиографической редкостью. Марина Никифорова поговорила с главным мыслителем-зодчим страны Суоми.



250х250-файерборд (1)