№28 Архитектурный ландшафт

      №27 Обитать

     №26 Суоми

 


 

 

 

 

№25 Экспо

 cover25

 «Три способа зрения» – так называется одна из инсталляций, о которой вы прочтете в этом выпуске. И у редакции три подхода к теме «экспонирования». Точнее, мы выделяем именно столько функциональных типов архитектурных пространств, предназначенных для демонстрации каких-либо предметов: «Экспо» (с. 33), «Музей» (с. 63) и «Бутик» (с. 97). Первый предъявляет достижения промышленного и научного прогресса, второй так или иначе связан с искусством и эстетикой, а третий позволяет нам приобрести какую-то из представленных вещей в собственность.

Вглядеться в жанр экспозиционной архитектуры нас побудили два повода: Всемирная выставка в Милане, где свои павильоны воздвигли Литва, Россия и Эстония, и обнародование итогов крупнейшего в истории архитектурного конкурса – на проект Музея Гуггенхайма в Хельсинки (с. 66). Однако есть и более общая причина: современное информационное общество основной своей целью сделало постоянное самовоспроизведение в медиа, а значит, мы вправе описать его как действующее в «режиме экспонирования».

В главной статье номера британский критик Брайан Хэттон говорит о ключевом значении феномена «инсталляции» для современной архитектуры. Это – устройство для зрения, «превращающее любое здание в рентгеновский аппарат» (с. 30). Частным случаем такой «инсталляции» становится витрина Музея Фаберже в Петербурге (с. 92), уменьшающая современный музей до микроуровня. На противоположном полюсе – проект Томаша Бороша для конкурса The Next Helsinki (целью последнего было найти альтернативу Гуггенхайму), где музей теряет стены и накрывает веyсь город, наподобие одеяла (с. 72). Так «инсталляция» становится тотальной, а музей уподобляется феномену природы у Паскаля, «центр которой везде, а окружность – нигде». Если архитектура действительно стремится стать абсолютно проницаемой, образуя одни «сквозь-терьеры» (Хэттон) и полностью переходя в «режим экспонирования», то как можно будет отделить экспонат от не-экспоната, на чем фокусировать зрение?

Всемирная выставка 2015 года заставляет подумать, что выход из создавшегося положения современное общество ищет в самореферентности, то есть объектом экспонирования служит собственно медиаэкран, причем тот, который каждый посетитель приносит с собой. Смартфон – гениальное изобретение XXI века. В результате предмет как реликвия – как цель – исчезает. Архитектура же становится частью фона (инсталляции) для создания сувенира-селфи. Отражение такой тенденции мы видим не только в первой функциональной группе («Экспо»), но и в «Музее», примером чему служит шахтерский парк в Кохтла-Нымме, фактически выставляющий сам себя как экзотическую декорацию (с. 84). Не исключение и «Бутик»: здесь процент приобретаемого товара, по сравнению с экспонируемым количеством на прилавках, ничтожно мал (отсюда близость интерьеров магазинов к инсталляциям или даже проунам Эль Лисицкого (с. 102)).

Функционируя в режиме экспонирования, архитектура вынуждена довольствоваться ролью инфраструктурной инсталляции – быть чем-то вроде большой палки для селфи. Однако сама древность архитектуры как формы человеческого «обитания-мышления» (Хайдеггер) заставляет дисциплину сопротивляться современному modus operandi, и она то позволяет себе откровенно иронизировать (гигантское кривое зеркало павильона России на Всемирной выставке в Милане, с. 40), то буквально эмигрирует в чистую «поэтику пространства» (коммунальная Музей-квартира Иосифа Бродского в Петербурге, с. 88).

Содержание

Content

6

События Events

25

Экспозиция Display

26

Брайан Хэттон  Галерея Репрезентаций Brian Hatton  A gallery of Display

33

Экспо Expo

34

Владимир Фролов  Зеркало Vladimir Frolov Mirror

37

Способы зрения и проблемы питания Интервью с Франческо Фрезой Ways of looking and problems of nutrition Interview with Francesco Fresa

40

ru. SPEECH: павильон России на Экспо-2015, Милан SPEECH: The Russian Pavilion at Expo 2015

44

ee. KTA: Gallery of_,  павильон Эстонии на Экспо-2015, Милан KTA: Gallery of_, Estonian Pavilion at World Expo 2015

48

lt. JAS: Balance, павильон Литвы на Экспо-2015, Милан JAS: Balance, Lithuanian Pavilion at World Expo in Milan

56

lv, ru. Латгипрогорстрой. Павильон России на Всемирной выставке в Севилье, 1992 Latgiprostroy. The Russian Pavilion at World Expo in Seville, 1992

60

lt. Tомас Грунскис Выставка как эксперимент.Литовская архитектура и Валдас Озаринскас Tomas Grunskis The exhibition as experiment. Lithuanian architecture and Valdas Ozarinskas

64

fi. Пану Лехтoвуори Маяк подмигивиет Гуггенхайму, но таков ли Хельсинки будущего? Panu Lehtovuori Lighthouse wins Guggenheim, but will this be next Helsinki?

66

fi. Moreau Kusonki Architects "Искусство в городе". Конкурсный проект Музея Гуггенхайма, Хельсинки,1-я премия Moreau Kusonki Architects "Art in the city". Entry in the competition to design the Guggenheim Museum, Helsinki, first prize

68

fi. Владимир Фролов Они останутся на бумаге Финалисты конкурса на проект музея Гуггенхайма в Хельсинки Vladimir Frolov They will never leave the drawing board Finalists of the competition to design the Guggenheim museum

70

fi. umbulumbuu. Helsinki Inac. Проект-финалист конкурса The Next Helsinki umbulumbuu. Helsinki Inac. Project from the list of The Next Helsinki competition 

82

ru. Архитектурная Мастерская Мамошина Проект центра музейных коллекций РЭМ и ГРМ Masterskaya Mamoshina Design for a centre for the museum collections of the REM and the SRM museums, St. Petersburg

74

"Студия 44" Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного штаба, Санкт-Петербург Studio 44 The State Hermitage museum complex in the Eastern Wing of General stuff building, St. Petersburg

80

Укротить хаос Интервью с Маргит Ауле и Маргит Аргус (KAOS Architects) Taming haos Interview with Margit Aule and Margit Argus (KAOS Architects)

84

ee. KAOS Architects Консервация и приспособление Кохтлаского шахтерного парка под туристический центр KAOS Architects Conservation and adaptation of the Kohtla-Nomme Mining Park concentration plant as a tourist centre

88

ru. "Витрувий и сыновья" Реконструкция коммунальной квартиры под музей Иосифа Бродского Vitruvius and sons Reconstruction of a communal apartment as the Museum Apartment of Joseph Brodsky, St. Petersburg

92

ru. BRIZ Studio Экспозиция музея Фаберже в Шуваловском дворце, Санкт-Петербург BRIZ Studio Permanent exhibition at the Faberge Museum, Shuvalovsky Palace, St. Petersburg

97

Бутик Boutique

98

lt. Каролина Яшинскайте Вспоминая и предчувствуя. Бутики Creme de la Creme, бюро Inblum Karolina Jasinskaite Recollecting and foreboding. Creme de la Creme boutiques by Inblum

102

ru. Plan-S23 PYE Store, Санкт-Петербург Plan-S23 PYE Store, St. Petersburg

105

Дискуссия Discussion

106

Учить думать социально Круглый стол "Проблемы архитектурного образования в России" на биеннале "Архитектура Петербурга" – 2015" Learning to think socially Round table on architectural education in Russia at Architecture of St. Petersburg 2015

113

Лаборатория дизайна Design lab

114

ru. Гаэтано Пеше Клубный дом Waves, Медовое Gaetano Pesce Waves Club House, Medovoye, St. Petersburg

118

fi. Avanto Architects Вилла Луми, Вихти Avanto Architects Villa Lumi, Vihti

123

lv. Sintija Vaivade_Arhitekte Загородная вилла "Олени", Курземе, Талсинский район Sintija Vaivade_Arhitekte Deers country villa, Kurzeme, Talsi District

127

lt. aexn studio Вилла L, Вильнюс aexn studio Villa L, Vilnius

129

ee. KARISMA arhitektid Учебный центр охраны окружающей среды, Тарту KARISMA arhitektid Environmental Education Centre, Tartu

133

Технология и дизайн Design & technology

150

Каталог Catalogue

Комментарии запрещены.

Конкурс Batimat Inside с каждым годом привлекает к себе все больше и больше участников. Более 100 проектов, поступивших на конкурс из России, Украины и Казахстана, наглядно демонстрируют современные интерьерные тенденции, вкусовые предпочтения заказчиков и творческие достижения архитекторов и дизайнеров. Жюри конкурса предстоит непростая, но интересная задача – выбрать лучший интерьер в каждой номинации.


01.12.2016

30 ноября, в последний день работы выставки конкурса «ПлатФорма», организованного журналом «Проект Балтия», «Группой ЛСР» и Новой сценой Александринского театра, состоялись лекции членов жюри конкурса. Выступили архитекторы Ерун Схиппер (Роттердам), Киммо Линтула (Хельсинки), Рубен Аракелян (Москва) и Морис Нио (Роттердам). Корреспонденту «Проекта Балтия» удалось побеседовать с Морисом Нио, которого часто называют художником и поэтом от архитектуры.