№29 Дерево  №28 Архитектурный ландшафт       №27 Обитать  

 

№24 Предмет

oblozka24

«Предмет» (калька с лат. obiectum) обозначает то, что человеку надлежит метнуть (бросить) перед собой. Здесь мы имеем дело, с одной стороны, с предельной формой овладения: предмет существует (и может быть так назван) только при условии нашего на него воздействия, а с другой стороны – со столь же предельным абстрагированием: чтобы дать предмету бытие, нам следует его (от)бросить. Камень первобытного человека стал предметом в тот момент, когда понадобился в качестве орудия. Но в тот же миг он стал и атрибутом – тем, что создает (изменяет) не только среду вокруг, но и самого человека, формируя его идентичность. Яблоко в руке Евы – первородный предмет, от него начинает отсчет история. Предмет есть признак, отличительная черта своего владельца. Выбирая ту или иную вещь, мы делаем жест самоописания и самоконструирования. «Новый» массовый человек ХХ века – человек мира вещей-знаков. Ему соответствует «произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (Беньямин), лишенное «ауры» подлинности.

Житель индустриального общества окружен и создан тиражными объектами, которые деконструируют его уникальность. Предполагалось, что с помощью высокого модернистского дизайна вещный универсум достигнет идеального состояния, удовлетворив все потребности пользователя. Однако проект этот провалился (или перешел в следующую стадию). И герой современного, уже постиндустриального социума, подобный земноводному, наполовину погруженному в информационное поле, меняет свое отношение к тиражности. Главный предмет современности, смартфон, – портал в инфосреду, наполняемую индивидуальным контентом образов. Последнее подтверждает существование героя, превращенного в микрофабрику по производству самого себя как товара. Хипстер – персонаж нашего времени – человек, идентифицируемый через предметы-атрибуты, без которых он лишается «я». Смартфон – часть инфраструктуры, где тиражность еще нужна. Остальной же дизайн более не имеет в ней необходимости, так как реальность переместилась в область виртуальности. Это своего рода сети для Протея, но расставленные не субъектом, а для него. Потому субъект исчезает (Бодрийяр), сам став предметом. Более того, после третьей промышленной революции любой вариант изделия можно получить в домашних условиях, распечатав на 3D-принтере.

Вещь, произведенная из «абстрактной» субстанции («чернил»), в отличие от предмета эпохи модернизма, уже не предписывает нам способ жизни, а дает иллюзию, что мы сами – авторы своей среды. Отныне любая мыслимая форма возможна. И если в архитектуре мы еще связаны проблематикой земного притяжения и конструкций, то в предметном дизайне форма уже забыла о функции. Дизайнер, оставаясь ньюсмейкером, тем не менее теряет свою значимость. И тогда он становится ремесленником, сопротивляясь таким способо­м тотальной оцифровке действительности: предмет, сделанный вручную для друзей и друзей друзей, помнит руку автора. Дигитальная геометрия оказывается оживлен­а неточностью – и обретает жизнь. Возможно, субъект (дизайнер) еще не ушел совсем. И мы, пользователи, можем наполнить свою предметно-пространственную среду тем, что пока существует по эту сторону. Как советовал поэт Франсис Понж: «Так отберем стоящие предметы, бесконечно противостоящие нашим желаниям. Вещи, которые выберем завтра и на каждый день… И заложим основы своего домашнего храма: каждый из нас, таких как есть, уверен, сам разберется, в чем для него Красота».

Содержание

Content

8

События Events

25

Объект Object

26

Владимир Фролов  Пространство утраченного предмета Vladimir Frolov Space of the lost object

35

Идеи Ideas

36

fi. «Хороший дизайн не имеет границ» Интервью с Ээро Аарнио“Good design has no boundaries” Interview with Eero Aarino

38

«Дизайн — это бесконечная история» Интервью с Борисом Берлиным “Design is a never-ending story” Interview with Boris Berlin

42

ru. Андрей Люблинский: «Тиражи — это нормально» Andrey Lyublinsky: “Serial production is fine”

47

Изделия Artefacts

48

Ксения Литвиненко  Парадоксы производства: полусоциалистический предмет и конструирование повседневности Kseniya Litvinenko Paradoxes of production: the semi-socialistic object and constructing everyday reality

50

От идеи к производству Дизайнеры региона о том, как придумывается и реализуется предмет From idea to production Designers from our region on how they conceive and realize objects

63

Ситуации Situations

64

fi. Ида Куккапуро В сторону пост-интернета. Заметки о финском промышленном дизайне Ida Kukkapuro Towards the post-Internet. Notes on Finnish product design

68

lt. Литовский дизайн: между Францией и Финляндией Интервью с Марюсом Илгунасом Lithuanian design: between France and Finland Interview with Marius Ilgunas

74

ru. Ярослав Мисонжников и Татьяна Кудрявцева:Все начинается только сейчас

78

ee. Кай Лобьякас Изменяющиеся ценности и новые перспективы. Краткое введение в современный эстонский дизайн ee. Kai Lobjakas Changing values and new perspectives. A short introduction to contemporary Estonian design

82

lv. Кристине Будже Вместо индустрии. Этнографические традиции и собственное производство как основа современного дизайна в Латвии lv. Kristine Budze In place of an industry. Ethnographic traditions and DIY production as the basis for contemporary design in Latvia

85

Маркет Market

86

Юкка Саволайнен Что такое хороший дизайн – определяет общество. О роли музеев дизайна Jukka Savolainen Good design is defined by the public. On the role of design museums

88

Ильва Фрид От фабрик к микролабораториям. Стокгольмская мебельная ярмарка 2015 Ylva Frid From factories to micro-labs. The Stockholm Furniture Fair 2015

92

Лина Перлова: «Дизайн связан со свободой» Lina Perlova: «Design is a matter of freedom»

97

Дискуссия 15 лет ОАМ, Санкт-Петербург Discussion 15 years of OAM, St Petersburg

98

Юрий Земцов: «Каждый из нас – свободный архитектор» Yury Zemtsov: “Each of us is a free architect”

100

Никита Явейн: «Мы не глобалисты» Nikita Yaveyn: “Each of us is a free architect”  

102

Михаил Мамошин: «Каждый мастер ведет свой диалог с городом» Mikhail Mamoshin: “Each master architect conducts his or her own dialogue with the city”

105

Лаборатория дизайна Design lab

106

fi. OOPEAA Дом Riihi, Алаярви OOPEAA Riihi house, Alajarvi

111

ru. Design Laboratory Офис бюро Design Laboratory, Санкт-Петербург Design Laboratory Office of Design Laboratory, St Petersburg

114

lv. Mailitis A.I.I.M. Временный павильон для фестиваля «Рига-2014» Mailitis A.I.I.M. Temporary pavilion for Riga 2014 festival

117

ee. KAMP Arhitektid Ресторан NOA, Таллин KAMP Arhitektid NOA Restaurant, Tallinn

120

lt. Audrius Ambrasas Architects Вилла G, Вильнюс Audrius Ambrasas Architects Villa G, Vilnius

123

Технология и дизайн Design Technology

142

Каталог Catalogue

 

Комментарии запрещены.

Санкт-Петербургский Союз архитекторов приглашает принять участие в обсуждении доклада известного петербургского архитектора Бориса Георгиевича Устинова «Архитектоника среды обитания человека», подготовленного на примере градостроительных проектов его мастерской для городов Ростова и Санкт-Петербурга.


19 апреля на площадке bulthaup studio состоялась третья Клаузура Диогена. Кураторами выступили партнеры московского бюро WALL: Рубен Аракелян и Айк Навасардян.


01.12.2016

30 ноября, в последний день работы выставки конкурса «ПлатФорма», организованного журналом «Проект Балтия», «Группой ЛСР» и Новой сценой Александринского театра, состоялись лекции членов жюри конкурса. Выступили архитекторы Ерун Схиппер (Роттердам), Киммо Линтула (Хельсинки), Рубен Аракелян (Москва) и Морис Нио (Роттердам). Корреспонденту «Проекта Балтия» удалось побеседовать с Морисом Нио, которого часто называют художником и поэтом от архитектуры.