№28 Архитектурный ландшафт

      №27 Обитать

     №26 Суоми

 


 

№23 Больше Эстетики

«Красота спасет мир», – считал князь Мышкин. Однако способны ли мы сегодня различить ту красоту, о которой говорил устами своего персонажа Достоевский? Визуальный медиамир, куда мы погружены, делает ставку на внешнюю привлекательность образов. Казалось бы, вот оно – начало «спасения». И все же само их количество, подвижность и яркость порождают беспокойство. Массимилиано Фуксас уже в 2000 году, будучи куратором VII Венецианской биеннале архитектуры, объявил тему «Меньше эстетики, больше этики». Фуксас предложил сосредоточиться на социальной пользе архитектуры, а не заниматься бесконечным производством зрелищных объектов. Обратив внимание на жизнь больших городов, куратор предвидел урбанистический тренд, спустя 10 лет ставший доминирующим в профессиональном дискурсе. Сегодня все рассуждают об удобной городской жизни, в первую очередь имея в виду развитие инфраструктуры. Тем не менее при ближайшем рассмотрении оказывается, что речь снова идет об эстетике (дизайне) в большей степени, чем об обновлении моделей функционирования города, как некогда в XX веке. «Больше этики, и еще больше – эстетики»: скорее, дело обстоит так.

BalticHearts

Проект Paracity Марко Касагранде (с. 37) превосходно отражает описываемую ситуацию: архитектура здесь выступает как инфраструктура, то есть является лишь базой для самоорганизованного процесса обустройства жителей. Однако гигантская «матрица» Касагранде выполнена не из бетона, а из дерева – и становится идеальным примером эстетики скандинавского модернизма. Спаянность формального минимализма и экологичности, а-локальности и привязанности к месту (через принцип партиципации пользователей) в Paracity отчасти отражает формулу Фуксаса, но на самом деле проект несет на себе печать авангардного «слабого» (Гройс) образа. Последний обращен напрямую к обитателям складывающейся «эстетической империи» (Ситар, с. 26). Массовый потребитель, созданный в ходе глобальной модернизации, обитает в урбанизированном «мусорном пространстве» (Колхас). Этот профанный мир повседневности как бы питается из двух эстетических (стилистических) резервуаров, где все еще есть место для профессионального архитектора: с одной стороны – модернистские «чистые формы» (направленные в будущее), с другой – немодернистские (миметические в своей основе, опирающиеся на нарративы прошлого). Так или иначе, но происходит эстетизация повседневности, чья среда на деле производна от экономического процесса (Аврутин, с. 85), а значит, в высшей степени рациональна. Между тем само слово «эстетика» происходит от греческого αἴσθησις («чувственное восприятие»), то есть это – нечто обратное рациональному.

OOPEAA

 

Цель современной архитектуры в качестве части биополитической машины – «производство субъективности» (Валленстайн). Биополитика же, как известно, занята управлением эмоциями, что возможно исключительно через их рационализацию. Потому Гройс говорит о характерном для наших дней «прохладном созерцании», при котором субъект не в состоянии эстетически оценить объект. В результате не только великое произведение архитектуры, но и мощный зрелищный образ более возникнуть не в силах (см. о конкурсе на проект Музея Гуггенхайма, с. 106). Однако, как ни странно, умножение, ослабление и уравнивание образов ведут не только к девальвации эстетического: они также открывают возможность прорастания красоты, которая попросту не будет замечена биополитической машиной эстетизации, не обладающей соответствующими детекторами.

Mantaa

Содержание

6

События

25

Больше эстетики More aesthetics

26

Сергей Ситар. Либерализация эстетики и эстетический империализм Sergey Sitar. The liberalization of aesthetics and aesthetic imperialism

31

Чистая форма Pure form

32

Алексей Левчук. Мир-параллелепипед Aleksey Levchuk. Parallelepiped world

34

fi. Архитектура высокотехнологичных трущоб. Интервью с Марко Касагранде Architecture of high-tech slums. Interview with Marco Casagrande

37

Casagrande Laboratory. Проект Paracity Casagrande Laboratory. Paracity

42

lt. Audrius Ambrasas Architects. Офисный комплекс Baltic Hearts, Вильнюс Audrius Ambrasas Architects. Baltic Hearts, office complex, Vilnius

48

fi. ALA. Реновация здания городского театра, Куопио ALA. Renovation of Kuopio City Theatre

54

lv. Zaigas Gailes birojs. Реконструкция деревянного здания Рижской школы дизайна и искусства Zaigas Gailes birojs. Reconstruction of the wooden building of Riga School of Design and Art

59

Мимесис Mimesis

 

ru. Архитектура против «монументального дизайна». Интервью с Максимом Атаянцем Architecture as opposed to ‘monumental design’. Interview with Maksim Atayants

60

ru. «Красота всегда ликвидна». Интервью с Евгением Герасимовым “Beauty is always liquid.” Interview with Yevgeny Gerasimov

64

ru. «Евгений Герасимов и партнеры». Жилой комплекс «Венеция», Санкт-Петербург Yevgeny Gerasimov and partners. Venetsiya, residential complex, St Petersburg

68

ee. Вилен Кюннапу. Красота Vilen Kunnapu. Beauty

72

ee. Kunnapu & Padrik Architects. «Дом со слоном» (вилла Кристи), Маарду Kunnapu & Padrik Architects. Elephant House (Villa Kristi), Maardu

78

fi. OOPEAA. Инсталляция Re-creation / The resilience of Architecture, Шэньчжэнь–Венеция OOPEAA. Re-creation / The Resilience of Architecture, installation, Shenzhen – Venice

81

Повседневность Everyday.

82

ru. Эстетика vs. экономика: субурбии Петербурга. Круглый стол Aesthetics vs. economics: St Petersburg’s suburbia. Round table discussion

85

ru. Новые городские трущобы. Интервью с Владимиром Аврутиным New urban slums. Interview with Vladimir Avrutin

89

fi. Майя Бергстрём. Новые районы Хельсинки: обретение формы Maija Bergstrom. Helsinki’s new districts: taking shape

93

ee. Регина Вильясаар. «Большой Ласнамяэ»: практическая эстетика Regina Viljasaar. Great Lasnamae: practical aesthetics

97

Конкурсы Competitions

98

ru. Ксения Кролл. Яркость и минимальность. Результаты открытого международного конкурса на проект минимального жилого модуля в рамках фестиваля YARKYFEST в Санкт-Петербурге Kseniya Kroll. Striking and minimal. The results of the open international competition for a design for a minimal residential module at YARKYFEST festival in St Petersburg

104

Дискуссия Discussion  Музей Гуггенхайма в Хельсинки Guggenheim Helsinki museum

106

Владимир Фролов. Триумф множества. Музей современного искусства в поисках новой архитектурной стратегии Vladimir Frolov. Triumph of the multitude. The contemporary art museum in quest of a new architectural strategy

109

«Частный музей не должен оплачиваться за счет государства благосостояния». Интервью с Каарин Тайпале “Paying for a private museum is not something for which the welfare city should be responsible.” Interview with Kaarin Taipale

111

Художественный музей в эпоху культурной поляризации. Интервью с Илоной Анхава The art museum in the age of cultural polarization. Interview with Ilona Anhava

113

Лаборатория дизайна Design lab 

114

fi. Тацу Ниси. Отель Manta, Хельсинки Tatzu Nishi. Hotel Manta, Helsinki

118

ru. Archido. Офис компании Iridato, Санкт-Петербург Archido. Office of Iridato, St Petersburg

122

lt. Aketuri Architektai. Частный дом, Вильнюс Aketuri Architektai. Private house, Vilnius

126

lv. HGA. Инсталляция «Бумажная библиотека», Рига HGA. Paper Library, installation, Riga

130

ee. Индрек Аллманн. Павильон в гавани, Эйсма Indrek Allmann. Harbour pavilion, Eisma

133

Технология и дизайн Design & technology 

150

Каталог Catalogue 

 

По вопросам приобретения и подписки
pb@projectbaltia.com
www.projectbaltia.com

Комментарии запрещены.

18.04.2017

19 апреля 2017 года в КВЦ «ЭКСПОФОРУМ» состоится Международный форум по градостроительству и архитектуре А.city. Форум пройдёт в рамках деловой программы 23-й Международной выставки строительных и отделочных материалов ИнтерСтройЭкспо / WorldBuild St. Petersburg.


19 апреля на площадке bulthaup studio состоялась третья Клаузура Диогена. Кураторами выступили партнеры московского бюро WALL: Рубен Аракелян и Айк Навасардян.


01.12.2016

30 ноября, в последний день работы выставки конкурса «ПлатФорма», организованного журналом «Проект Балтия», «Группой ЛСР» и Новой сценой Александринского театра, состоялись лекции членов жюри конкурса. Выступили архитекторы Ерун Схиппер (Роттердам), Киммо Линтула (Хельсинки), Рубен Аракелян (Москва) и Морис Нио (Роттердам). Корреспонденту «Проекта Балтия» удалось побеседовать с Морисом Нио, которого часто называют художником и поэтом от архитектуры.