№32 Спорт и отдых    №31 Школа cover30_fin_corr_120     №30 Будущее

500-500

1

№ 19 «Голландизмы»

 

 Поводом для издания номера о «присутствии голландского» в архитектуре нашего региона стал Год Нидерландов в России. Архитектура – вообще невероятно голландское искусство. Как говорит в интервью на с. 26 Барт Голдхорн, один из важнейших трансляторов влияния Нидерландов в России: родовое свойство профессии – сочетание идеализма и прагматизма – присуще и самому характеру жителей этой «рукотворной» страны. Позиции голландской школы всегда были сильны, но по-настоящему всепроникающим и глобальным ее воздействие стало в 1990-х – начале 2000-х годов, в период Superdutch (термин Ханса Ибелингса). Здесь во весь исполинский рост встает фигура «Ле Корбюзье нашего времени» – Рема Колхаса, чьи радикальные проекты и парадоксальные тексты моделируют и вместе с тем описывают реальность нашей эпохи, оказывая поистине гипнотическое влияние на современников.

 

Rem Koolhaas and the avant-garde: from admiration to practice

 

Работая над номером, мы пришли к выводу, что этот «супер»-компонент голландской архитектуры связан с тем, что творчество ее лидера имеет непосредственное отношение к духу авангарда – во всей его полноте и во всей непримиримости. Потому в работах Колхаса и ОМА мы видим преломления самых разных авангардистских идей, каждая из которых рождена конкретным «титаном»: Мондрианом (с. 30), Леонидовым (с. 36), Дюшаном (с. 46) или Мельниковым (с. 54). В свою очередь, пассионарность Колхаса неизбежно приводит к возникновению целой плеяды адептов (прежде всего в Голландии, а затем и в других странах). Как показывает исследование, проведенное редакцией «Проекта Балтия» и RHIZOME group (с. 30), для нашего региона особое значение имеет датское бюро BIG, которое сегодня передает эстафету финскому ALA, чей успех также приобретает международное измерение. Собственную версию «голландизма» создали и эстонские архитекторы, попытавшись в формальном радикализме пойти еще дальше учителей (с. 32). Вопрос, возникающий при взгляде на подобные эксперименты, очевиден: следуя суперголландскому тренду, архитекторы рискуют потерять локальные корни своих школ. Однако подобная опасность преследует и саму голландскую архитектуру: уже став глобальной, она неизбежно рассеивает собственную идентичность. Но чем дальше волна отодвигается от эпицентра, как в пространстве, так и во времени, – тем слабее ее энергия. Поэтому, создавая номер, мы решили не только рассмотреть последствия Superdutch в нашем регионе (через призму двух главных опор «голландского метода»: «Концепт» (с. 45) и «Форма» (с. 53)), но и посвятить отдельный раздел (NEXT (с. 73)) актуальному состоянию дизайнерской мысли Нидерландов, чье воздействие, по большей части, дело завтрашнего дня. После прочтения интервью с директором только что образованного Нового института Гюсом Бёмером (с. 80) становится ясным, что переориентация профессионалов на социальные вопросы и современное искусство, описываемая в текстах Ханса Ибелингса (с. 74) и Ярослава Мисонжникова (с. 85), есть временное явление – перевод дыхания. Нет сомнения, что авангард, вооружившись (парадоксальными) инновациями, наподобие 3D-принтера, и приняв в свои ряды тысячи гибридных дизайнеров/пользователей, вновь устремится вперед к Новому, в очередной раз оттолкнувшись от голландской почвы. В то же время не стоит сбрасывать со счетов и авторов наших «голландизмов»: возможно, кто-то из них сейчас собирается с силами для самостоятельного мощного рывка. Дух дышит где хочет.

Владимир Фролов

Baltic film and media school (BFM), Tallinn

 

Содержание

6

События

25

Голландизмы

26

Уроки Голландии. Уроки России. Интервью с Бартом Голдхорном

30

Редакция + RHIZOME group. Архитектура в спешке: тренды и эффекты голландского влияния

38

RHIZOME group. Голландский базовый. Краткий каталог архитектурных приемов

40

5×3. Балтийские архитекторы о голландской школе

45

Концепт

46

Владимир Фролов. Медиум авангарда

49

ru.RHIZOME group. Проект въездной стелы, Санкт-Петербург

51

ru.CollectiveAmsterdam. «Сделай сам». Проект мультифункционального комплекса, Санкт-Петербург

53

Формы

54

Алексей Левчук. Голландское тренировочное пространство

58

ee. Salto Arhitektid. Балтийская школа кино и медиа (BFM), Таллин

63

lv.SZK. Новый корпус Латвийской академии художеств, Рига

67

lv.MADE arhitekti. Школа музыки и искусств, Салдус

70

ru.Intercolumnium. Бизнес-центр на Морском проспекте, Санкт-Петербург

73

NEXT

74

Ханс Ибелингс. Социальный дизайн

80

Парадоксы инноваций. Интервью с Гюсом Бёмером

85

Ярослав Мисонжников. Голландский дизайн 2010-х: от серийного производства к «арт-коллекции»

88

ru. «Петр I, Амстердам, мятный чай, дизайн и архитектура». Интервью с Савелием Архипенко

91

Дискуссия

92

Круглый стол в Союзе московских архитекторов NORDIC WOOD: Актуальный глоссарий деревянной архитектуры

97

Лаборатория дизайна

98

fi. A-Konsultit и AFKS. Детский сад, Эспоо

104

lv. Jaunromans un Abele. Апартаменты-лофт, Рига

107

ee. Мартин Аунин. Дом «Тяхевялья», Лахемаа

111

lt. Architekturos linija. Односемейный дом, Вильнюс

114

ru.Станислав Браславский. Интерьер ресторана Zig Zag, Санкт-Петербург

117

Технология и дизайн

134

Каталог

 

Комментарии запрещены.

Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра». 30 лет новейшей истории российской архитектуры в событиях, персоналиях и постройках. Даты выставки: 15 мая – 16 июня 2019 года. Место проведения: флигель «Руина» Музея архитектуры им. Щусева (Москва, ул. Воздвиженка, 5/25)


06.05.2019

6 мая в пространстве Delo Design пройдет Диспут Диогена «Урбанизм: ландшафтный принцип». Приглашенные эксперты обсудят необходимость создания в Петербурге объектов, подобных московскому «Зарядью», форматы преобразования промышленных территорий, ансамблевые традиции города на Неве.


Единственным иностранцем в проведенном в 2018 году цикле архитектурных лекций «Гении мест» (организаторы: журнал «Проект Балтия» и проект «Новая Голландия: культурная урбанизация») был финский теоретик Юхани Палласмаа. Российские читатели знают его по книге «Мыслящая рука. Архитектура и экзистенциальная мудрость бытия», ставшей сегодня библиографической редкостью. Марина Никифорова поговорила с главным мыслителем-зодчим страны Суоми.



http://expomad.ru/