№29 Дерево  №28 Архитектурный ландшафт       №27 Обитать  

 

120х240

№29 Дерево

обложка_пб29

Аалто, как утверждает финский теоретик архитектуры Юхани Палласмаа, одним из своих основных методов проектирования сделал коллаж. Согласно этому авангардному принципу создавалась им композиция виллы Майреа, собственного дома мастера, задуманного как прототип для жизненного пространства поколений грядущего бесклассового общества. В истории архитектуры XX века заслуга адаптации дерева к нуждам промышленной цивилизации принадлежит именно Аалто и созданной им традиции, которая и сегодня питает архитекторов страны Суоми. Множество финских загородных домов, представленных за 10 лет существования нашего издания, являются интерпретациями виллы Майреа. Не теряет актуальности и метод коллажа: так, Матиас Нюстрём возводит свой коттедж, применяя семь типов древесины (с. 83), а Пекка Хелин набирает объем своего (с. 55) из как бы отдельных вертикалей, что делает сооружение похожим на вязанку наколотых дров.

44-45-2

Использовав деревоклееный материал – фанеру, изогнув ее согласно плавной S-образной кривой, найденной в конфигурациях границы воды и суши, Аалто сумел потеснить металл и стекло в дизайне мебели и интерьера. И сегодня у его экспериментов есть продолжатели, причем не только в самой Финляндии (с. 35). Однако Аалто не мог предположить, что в 2010-х годах в активную фазу войдет использование CLT (перекрестно ламинированной древесины) и что, в результате применения подобных технологий, архитекторы примутся проектировать деревянные небоскребы, благодаря же хирургически точной резке (CNC) станут создавать объекты, по своим формам далекие от того, на что похоже дерево в его живом состоянии, а равно и от того, как его трактовали мастера-плотники прошлых столетий.

62-63

Аалтовский коллаж – комбинация из различных объемов и материалов, сосуществующих в едином произведении и вместе создающих целое, – сегодня оказывается потеснен гибридом – иным способом сочленения элементов, где они теряют индивидуальность внутри новой структуры, напоминающей амальгаму, сплав.

90-91

Гибридные (деревоклееные) и созданные при помощи CNC-скальпеля имиджи дают иллюзию всесильности человека в его технократическом стремлении установить тотальный контроль над природой и над себе подобными (биовласть). На фоне назревающего бума деревянного многоэтажного строительства и многочисленных параметрических экспериментов с использованием этого мягкого материала, чья индивидуальность не считывается безразличной оптикой алгоритмов и роботов, традиция «органического модернизма» Аалто, с его бережным использованием древесины, выглядит консервативной, даже ретроградной. И все же именно благодаря Аалто и заложенным им принципам, в Финляндии, России, Скандинавии, Балтии все еще возникает немало объектов – своеобразных, экспериментальных, но притом сомасштабных человеку и «помнящих» о лесном происхождении дерева. 100 лет независимости, в нынешнем году отмечаемые Финляндией, – это еще и век независимости архитектурной мысли страны, создавшей собственную версию модернизма, в центре которой стоит идея использования природных материала и образности ради лучшего будущего людей. Дерево финской школы, несмотря на глобальное изменение дизайн-климата, технологический прессинг и акселерацию информационного обмена, продолжает возвышаться над окружающим архитектурным ландшафтом. Оглядываясь на его мощный силуэт, соседи могут спокойно вести собственные творческие поиски. Пока корни питают ствол аалтовской традиции, в нашем регионе – жизнь.

110-111

 

Содержание

6 События

25 Дерево

26 Владимир Фролов. Дерево после архитектуры

32 Ксения Малич. Функция, миф, ремесло. О дереве в финской архитектуре XX века

35 fi. Ярослав Мисонжников. Век дерева в финском дизайне

38 Алексей Левчук. Царство растений

39 Город

40 Эса Лааксонен. Лесные обезьяны из страны эскимосов

44 fi. Lukkaroinen Architects. Школьный кампус, Пудасъярви

49 lv. SAALS. Реконструкция средней школы, Малта

55 fi. Helin & Co. Аудитория штаб-квартиры Metsa Group, Тапиола

58 ee. KUU Arhitektid. Жилой дом, Таллин

62 ru. Дерево. Новая идентичность. Интервью с Никитой Явейном

66 ru. WOODBLOCK (финско-российский воркшоп). Два проекта для Кронштадта

73 fi. Баланс дерева. Интервью с Лизой Войгтлендер

79 Загород

80 Кирил Асс. Декоративное достоинство

83 fi. MNy Arkitekter. Вилла
Akerudden, Хельсинки

87 lv. NRJA. Жилой комплекс 8 BLACKS, Курземе

92 it. Archispektras. Вилла в песчаных дюнах, Папе

97 ru. Николай Малинин: «Вода должна точить камень, а дерево – железобетон»

101 Среда

102 ru. Николай Белоусов: «Архитектура своими руками» (фестиваль «Древолюция-2016»)

109 lt. Юстинас Якштонис. Нида: заметное обновление
(фестиваль EASA 2016)

113 ee.Укрытие, очаг и сауна Veetee («Путь воды»), Соомаа

116 Надежда Керимова. Нужны ли городу деревья?

119 Дискуссия

120 Михаил Мильчик: «Гибель деревянной архитектуры в России – национальная трагедия»

126 Карл-Даг Лиге. Модернизм, дерево и эстонская архитектура 1930-х

131 Конкурсы

ru.«Бульвар науки»: общероссийский конкурс для молодых архитекторов,
Гатчина, Ленинградская область

137 Лаборатория дизайна

Архитектурные объекты малого масштаба студий AOA, «ХВОЯ», Sintija
Vaivade_Arhitekte, Arches, HGA

166 Технология и дизайн

174 Каталог

122-123

Комментарии запрещены.

16.11.2017

Архитекторы из 6 стран: США, Великобритании, Нидерландов, Японии, Чили и, конечно, России приму участие в секции «Креативная среда и урбанистика» на VI Санкт-Петербургском культурном форуме, который станет действительно международной площадкой для обсуждения самых актуальных проблем современной архитектуры и презентаций масштабных российских проектов.


23.09.2017

23 сентября в Арт-центре «Борей» состоялся первый Диспут Диогена, посвященный архитектурным медиа: Владимир Фролов и Алексей Левчук представляли петербургский журнал «Проект Балтия», а Михаил Микадзе и Оят Шукуров выступали от имени московского архизина (издатели называют его «сборником») «Абраксас». Модератором диспута выступил Данил Овчаренко, кандидат архитектуры, обозреватель журнала «Проект Балтия».


29.08.2017

Финский архитектор Марко Касагранде прочитал в Петербурге лекцию «Город третьего поколения» в рамках цикла «Пространство, время, архитектура», организованного журналом «Проект Балтия» и проектом «Новая Голландия: культурная урбанизация» 29 августа, а на следующий день курировал шестую Клаузуру Диогена. И пока участники клаузуры работали над своими предложениями, «Проект Балтия» поговорил с Марко о пользе и вреде архитектурной деятельности в наши дни.