№29 Дерево  №28 Архитектурный ландшафт       №27 Обитать  

 

№27 Обитать

Обитать Dwelling

Большие здания внезапно рушились. Лачуги оставались невредимыми», – предсказал Василий Кандинский в стихотворении «Фагот». Наше время – свидетель строительства, прежде всего, «больших зданий». Продолжающаяся урбанизация ведет к росту городов, увеличивая и уплотняя Петербург, Хельсинки, столицы стран Балтии. И если прошлый виток этого процесса был индустриальным (активно возводились промышленные сооружения), то новый этап почти исключительно связан со строительством жилья. Последнее обеспечивается местами приложения труда, но речь идет в основном о сервисах, не о производстве. В лучшем случае – о прекаризированном «креативном производстве». Возникает «мир после работы» (Срничек, Уильямс), где нам остается просто «обитать». «Голая жизнь» (Агамбен) – лучшее определение подобного состояния общества (с. 26). Формируется цивилизация, расселенная по минимальным квартирам, часто расположенным в многоэтажных домах. Вряд ли, конечно, кто-то в сокровенных грезах размышляет об однокомнатной ячейке на 20-м этаж е, но верно и то, что мало кого в наши дни прельстит образ жизни радикала Гавроша, довольствовавшегося пристанищем внутри городской статуи слона. И всё же практики обитания, как и во все времена, умещаются между полюсами оседлости и кочевничества.

И как всегда, эти начала противоборствуют. Первое стремится упаковать второе в рамки («лагерь для беженцев»), второе ищет щели в системе. Архитектура подбирает слова, чтобы описать происходящее (с. 39). Фразы получаются отрывочными, риторические ходы повторяютс я, а смыслы скользят по поверхности, то и дело забегая на территории других дисциплин. Каким будет жилье для Другого? Иллюстрацией к Фуко или к Уэльбеку? Пока одни заняты упражнениями на тему своего рода «обратной колонизации», другие заперлись в «башне из слоновой кости» архитектуры – проектировании жилых домов для состоятельных людей (с. 47). Здесь уверенность возвращается к зодчим: возникают постройки вполне контекстуальные, крепкие. Авторы воспроизводят традиционные для профессии архетипы: мечты о дворце или хижине на природе, с которыми не так легко справиться наступающей постчеловеческой системе. При всех успехах (конечно, Греготти был прав, утверждая, что цель архитектуры – поиск правды внутри самой архитектуры), каждый проектировщик сталкивается с противоречиями на двух уровнях: 1) целеполагание (строительство не ради обеспечения убежища, а ради продажи метров), 2) структура/образ (конструкция, диктуемая стройрынком, и маркетинговые, а также художественные, требования к экстерьеру). Даже деревянный каркас дома в Ювяскюля (с. 54) – это все-таки CLT, то есть «бетон XXI века».

Мир становится все более (био-)технологичным, и мы сами, подобно кэрролловской Алисе, в случае чего готовы принять пилюлю, дабы обрести соразмерность с неожиданно и моментально трансформировавшейся действительностью. Что уж говорить о жилом интерьере, развивающемся в парадигме техномодернизма (с. 95)… Центральным становится вопрос: «Как обитать?» в подобном постиндустриальном, «умном», знаковом и уже как будто незнакомом мире, изощрен- но скрывающем свою сущность (или ее отсутствие). Можно, используя урбанистический дискурс, попытаться сделать или представить комфортным то, что очевидно таковым не является (с. 52). Или сооружать высокотехнологичные миражи дворцов и особняков прошлого. Однако всё актуальнее звучат слова Башляра, считавшего, что лишь «хижина открывает нам доступ к абсолютности убежища».

 

Владимир Фролов

 

События

25 Обитать

26 Дмитрий Голынко-Вольфсон. Модели домашнего: крепость, бункер, экран, офис, экосистема

32 Кирил Асс. Между обыванием и обитанием

35 Убещиже

36 Алексей Левчук. Модернизм. Передышка.

39 fi. Валерия Толкочева. Беженцы как активаторы пространства.

47 Здание
 
48 fi, Контроль и свобода. Интервью с Пентти Кареоя
 
52 fi.Уплотняя город. Интервью с Тимо Хямяляйненом
 
54 fi. lv. Jaunromans un Abele. Жилой дом на улице Скарню, Рига

58 ru. «Земцов, Кондиайн и партнеры». Жилой дом на Малом проспекте Васильевского острова, Санкт-Петербург

62 ru. Евгений Герасимов: «Мне тесно в стилистических рамках»

70 ru. «Евгений Герасимов и партнеры». Жилой комплекс «Мегалит на Неве», Санкт-Петербург

74 ee. Михкель Кару. Район Каламая: сдвигая городскую ткань

77 ee. Eek & Mutso. Жилой дом в Ристику пыйк (Клеверном переулке), 5, Таллин

80 lv. SZK un Partneri и Karim Rashid. Жилой комплекс Kado Karim, Дзинтари, Юрмала

84 lt. Paleko ARCH studija + PLAZMA. Жилой комплекс Rasu namai, Вильнюс
 
90 Дом
 
95 ru. Техномодернизм. Интервью с Евгением Неймандом
 
96 ru. Евгений Нейманд. Частная квартира, Санкт-Петербург
 
100 Дискуссия
 
104 Трудности перехода. Интервью с Анной Катхановой
 
108 Новые стандарты для «серого пояса». Интервью с Михаилом Кондиайном
 
110 Новый Петербург вдоль Обводного. Интервью с Александром Кононовым
 
111 Конкурсы
 
113 ru. «Морской фасад». Конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции развития фрагмента намывных территорий на Васильевском острове
 
127 Лаборатория дизайна
 
129 Жилые объекты малого масштаба от студий Helin & Co, Владимира Шкуринского, Inblum, Jaunromans un Abele, PLUSS
 
147 Портфолио MASTERPLAN; ITR 
 
155 Каталог

 

Комментарии запрещены.

Санкт-Петербургский Союз архитекторов приглашает принять участие в обсуждении доклада известного петербургского архитектора Бориса Георгиевича Устинова «Архитектоника среды обитания человека», подготовленного на примере градостроительных проектов его мастерской для городов Ростова и Санкт-Петербурга.


19 апреля на площадке bulthaup studio состоялась третья Клаузура Диогена. Кураторами выступили партнеры московского бюро WALL: Рубен Аракелян и Айк Навасардян.


01.12.2016

30 ноября, в последний день работы выставки конкурса «ПлатФорма», организованного журналом «Проект Балтия», «Группой ЛСР» и Новой сценой Александринского театра, состоялись лекции членов жюри конкурса. Выступили архитекторы Ерун Схиппер (Роттердам), Киммо Линтула (Хельсинки), Рубен Аракелян (Москва) и Морис Нио (Роттердам). Корреспонденту «Проекта Балтия» удалось побеседовать с Морисом Нио, которого часто называют художником и поэтом от архитектуры.