cover31_new_136 №31 Школа cover30_fin_corr_120     №30 Будущее обложка_сверка4-122     №29 Дерево      №28 Архитектурный ландшафт

120х240_Project-Baltia  

1

http://kgainfo.spb.ru/spb_fasad_2018/

Присутствие будущего. Презентация 30-го номера журнала «Проект Балтия»

present30

30-й номер журнала «Проект Балтия», отмечающего в этом году свое 10-летие, повествует о будущем. Открывает номер критический анализ Таллинской архитектурной биеннале, чью тему куратор Клаудия Паскеро из лондонской школы Бартлетт сформулировала как bioTallinn. Биотехнологическая идея TAB 2017 лежит в русле ви́дения грядущей архитектуры как продукта постантропоцена, то есть эры, когда человек перестанет быть мерой всех вещей и уравняется с другими организмами. Британский же критик и историк архитектуры Брайан Хэттон, автор главного эссе выпуска, напротив, уверен, что будущее невозможно без повторений. Он указывает на то, что все новаторы XX века так или иначе апеллировали к образам прошлого, а от футуризма, воспевавшего эстетику машин, к бескомпромиссному традиционализму диктатур культура переходила с удивительной скоростью. Взгляд Брайана Хэттона точно схватывает характер художественных явлений в архитектуре (особенного внимания, на наш взгляд, заслуживает трактовка работ Якова Чернихова), рассматривая их в широком культурном контексте. Статья изобилует цитатами из философской и литературной классики ушедшего века: Николая Бердяева, Уистена Одена, Сэмюэла Беккета, а само название текста – «Построй это еще раз, Сэм» – отсылает к культовому кино «Касабланка», где герой просит пианиста повторить мелодию, напоминающую ему о любви: «Play it again, Sam!» «Здания суть произведения исполнительского искусства», – к такому выводу приходит Брайан Хэттон.

Значительная часть выпуска – раздел «Новая норма» – знакомит читателя с неопрогрессистскими тенденциями в современной архитектуре, понимаемой как часть урбанистического дискурса. Солирует на этих страницах голландский футуролог Эдвин Гарднер из бюро Monnik: его доклад посвящен утопической модели технологического и социально устойчивого будущего. Еще два интервью раздела связаны с влиянием голландской школы, сохраняющей передовые позиции в современной архитектуре: Елена Миронова (ИТР) рассказывает о методах реконструкции и перепрофилирования исторических зданий в Нидерландах, а директор петербургского офиса роттердамского бюро MLA+ Яна Голубева анализирует преимущества планировочных подходов голландцев. Здесь же даны примеры рекреационной архитектуры (открытый бассейн Allas в Хельсинки, концертный павильон в Латвии), реконструкции промышленных объектов из региона, в частности – объектов таллинского квартала Ротерманни и петербургской Новой Голландии, а также ансамбль бизнес-центра «Невская Ратуша», возникший на месте промзоны в северной столице России.

Второй сегмент тематической части – «Альтернативы» – содержит проекты, которые можно отнести к области визионерской («бумажной») архитектуры. Сюда вошли интервью с собственно «бумажниками» – петербуржцем (живущим в Москве) Михаилом Филипповым и таллинцем Виленом Кюннапу, трансгуманистический манифест и проект города для людей, обретших крылья, Алексея Левчука, а также неофутуристический проект Степана Липгарта и неоситуационистский – Линаса Тулейкиса и соавторов.

Рубрика «Дискуссия» в 30-м выпуске имеет прямое отношение к тематической части: здесь впервые на русском языке помещен в определенном смысле пророческий фельетон Адольфа Лооса «О бедном богатом человеке» (1900); за ним следует расшифровка Второго диспута Диогена – «Человек будущего», в ходе которого петербургские интеллектуалы обрисовали условия наступающей технологической эры и подвергли критике фигуру хипстера как образцового жителя капиталистического мегаполиса, подчеркнув, что эта фигура не в состоянии заслонить возникающую на горизонте тень иррационального и дикого – некоего условного «грузовика», врезающегося в толпу добропорядочных горожан.

В разделе «Конкурсы» представлен критический обзор vision competition Таллинской биеннале («Реметаболизация Пальяссааре»), конкурса «Петербургский стиль XXI века» и проведенного «Проектом Балтия» молодежного конкурса «Прибрежный квартал. Код леса».

«Лаборатория дизайна» демонстрирует неизменную галерею из пяти небольших архитектурных объектов: на этот раз представлены работы бюро ALA, Kadarik Tüür Arhitektid, NRJA, DO ARCHITECTS, а также Федора Опарина и Ильи Кулика.

В программе вечера –

выступление Ксении Малич, посвященное визионерской архитектуре 1960-х годов, рассказ Владимира Фролова о работе над 30-м выпуском журнала «Проект Балтия», доклад Яны Голубевой о практике голландского бюро MLA+ в России.

 C04

Из интервью Яны Голубевой в 30-м выпуске журнала «Проект Балтия»:

«У меня нет идеалистического представления о том, что общественное мнение будет всегда полезным. Любое градостроительство и проектирование – это политика. Вопрос в том, чьи интересы в большей мере выражены. Плохо, когда представлены интересы только одной из сторон: чем больше участников процесса, тем больше компромиссов, тем более сложными становятся решения. Мы не сможем удовлетворить интересы всех, но чем больше высказано мнений и предложений, тем полноценней окажется решение».

 

Мероприятие пройдет при поддержке салона BAUART

bauart.su

 

Начало в 19:00

 

 

Вход – по предварительной регистрации

 

Место проведения: Школа креативных индустрий «Маяк» (остров Новая Голландия, набережная Адмиралтейского канала, 2)

Комментарии запрещены.

Дирекция фестиваля «Зодчество ’18» объявляет о продолжении приема работ для участия в смотрах-конкурсах и приглашает к участию архитекторов, проектные институты, мастерские и творческие коллективы, студентов архитектурных ВУЗов, администрации регионов и городов, журналистов и исследователей архитектуры.


27.09.2018

21 сентября в Школе креативных индустрий «Маяк» состоялся третий Диспут
Диогена. Своими рассуждениями о «невозможной подлинности», а именно так
звучала тема диспута, поделились: Сергей Ситар, архитектор и философ,
преподаватель школы МАРШ; Михаил Мильчик, искусствовед и историк
архитектуры; Алла Митрофанова, философ, руководитель проектов
«Философское кафе» и «Галерея экспериментального звука»; Оксана Саркисян,
преподаватель РГГУ, куратор и арт-критик; Алексей Левчук, архитектор и
теоретик.


15 мая в Павильоне на территории Новой Голландии прошла лекция Николая Полисского «Арт-Колхоз». Цикл «Гении мест», в рамках которого был приглашен, несомненно, самый известный русский художник жанра ленд-арта, организован журналом «Проект Балтия» и проектом «Новая Голландия: культурная урбанизация». Марина Никифорова побеседовала с Николаем Полисским о природе искусства и о сотрудничестве художника с крестьянами деревни Никола-Ленивец.



250х250-файерборд (1)